|
|
Образовательный процесс
Образование – социальный институт, Бурятская школа-гимназия
– его структурный элемент, основные концептуальные подходы построения
образовательного процесса которой реализуют принципы универсального образования
для детей с повышенной мотивацией к учению, поэтому при организации
учебно – воспитательного процесса широко используется инфрастуктура микрорайона
и г. Улан-Удэ
Основные направления экспериментальной работы
Содержание инновационной деятельности БШГ №29 определяется
её концепцией, принципами, целями и реализуется через следующие программы:
1. Программа "Я и Мир".
Гармонизация
отношений человека с природой через знакомство с современной естественнонаучной
картиной мира, проблемами биосферы и Вселенной в целом с учетом традиционного
миропонимания и мировосприятия бурятского этноса. Определение места человека
в природе в контексте современного, традиционно-этнического и семантико-прагматического
понимания, и на этой основе решение проблем экологии и более широко -
ноосферы.
2. Программа "Я и Общество".
Гармоническая
социализация человека внутри существующей поликультурной и этнокультурной
среды через освоение истории, права, культурологии, экономики, философии,
социальной семиотики.
3. Программа "Я и Информация".
Рациональное
освоение информационной среды через создание предпосылок и условий для
непрерывного самообразования, адекватного современному уровню научно-технического
прогресса и традиционно-этническому мировосприятию.
4. Программа "Я и Я".
Адекватное
самовосприятие, осознание своей полноценности, достаточности во всех отношениях,
в том числе и как представителя определенного этноса, через освоение специальных
знаний в области психологии, физиологии, истории, философии, языка, семиотики.
Исходные теоретические положения экспериментальной
работы:
1. Программа "Я и Мир".
Одной
из важнейших задач экспериментальной работы является преодоление в образовании
существующего разобщения двух компонентов культуры: естественнонаучного
и гуманитарного, преодоление его путем их взаимообогащения и поиска целостной
культуры.
Основным направлением решения этой задачи должно стать
включение цикла общих естественнонаучных дисциплин в гуманитарное образование
и, соответственно, - цикла общих гуманитарных дисциплин в естественнонаучное
и техническое образование.
Ввиду своей новизны особенно ложной является проблема
включения в гуманитарное направление образования элементов естественнонаучных
знаний. На наш взгляд, это должны быть целостные концептуальные курсы
математики и естествознания, ориентированные на формирование элементов
рационального мышления и представлений современной научной картины мира,
учитывающие особенности менталитета гуманитариев и особенности традиционно-этнического
мировосприятия.
2. Программа "Я и Общество".
Реально
защищенной и свободной в социальном отношении может быть лишь широко образованная
личность, способная гибко перестраивать направление и содержание своей
деятельности в связи с изменениями в экономике и социальной жизни общества.
Целостное образование как одно из средств достижения
гармонии личности и общества в согласии с природой на основе развитого
этнического мировосприятия способно реализовать естественную потребность
человека в самореализации, рефлексии, в рациональной смене сфер деятельности.
3. Программа "Я и Информация".
Тенденция
постоянного и быстрого обновления знаний, глобального роста информации
требует в рамках экспериментальной работы решения следующих задач:
- формирование способности акцентировать внимание на освоении основных
существенных, фундаментальных, устойчивых знаний, лежащих в основе научной
и традиционно-этнической картин мира, представленного миром космоса,
миром человека и общества, миром человеческой цивилизации и происходящих
в них фундаментальных процессов;
- формирование потребности в непрерывном самообразовании, развитии самостоятельного
и творческого подхода к знаниям.
4. Программа "Я и Я".
Ликвидация
односторонности в психологических установках относительно вопросов культуры
вообще и национальной в частности создает возможности увеличения необходимой
стабильности контактов людей, развитию должной толерантности. Это требует
решения задач развития:
- адекватного самовосприятия;
- осознание полноценности и достаточности во всех отношениях, в том
числе и как представителя определенного этноса.
Поставленные задачи приводят к необходимости диверсификации
структуры образования, его целей и содержания для обеспечения возможности
построения индивидуальных образовательных траекторий, наиболее полно соответствующих
целям личности.
При этом задача экспериментальной работы БШГ №29 состоит
в определении иерархии мотивов и целей ученика. В соответствии с современными
методами профессионального консультирования одним из направлений экспериментальной
работы является выявление и формирование структуры целей человека. Основанием
такого подхода служит следующее положение: уровень достигаемых в жизни
результатов выше у людей, получивших помощь в развитии способностей, необходимых
для реализации их собственных целей, в отличие от людей с врожденными
способностями, но не имеющими затем внешнюю помощь для реализации своих
интересов. Таким образом, обеспечение
- восприятия современной научной и традиционно-этнической картин мира;
- гармонической социализации полноценности и достаточности во всех отношениях,
в том числе и как представителя человека внутри существующей поликультурной
и этнокультурной среды;
- условий рационального освоения информационной среды;
- адекватного самовосприятия, рефлексии требует инноваций в содержании
и структуре образования, предлагаемого БШГ №29.
В связи с этим существует необходимость введения в образовательный
процесс БШГ №29 соответствующих научных и традиционно-этнических знаний,
средств обучения, образовательных технологий и методик, дисциплин и курсов,
способных:
- отражать, с одной стороны, фундаментальные моменты двуединого процесса
интеграции и дифференциации в науке, с другой - своеобразие синтеза
культур Востока и Запада;
- использовать достижения культурологии, философии, этнографии, этнологии,
синергетики, психологии, психонейролингвистики, семиотики и других областей
знания, возникающих на стыке наук и позволяющих выходить на системный
уровень познания действительности, видеть и использовать механизмы самоорганизации
и саморазвития явлений и процессов.
|
|
|
|