Пишите:

bg-school@yandex.ru

 

Наши подходы Программы Коммуникация Диагностика  
 

Семиотика

Экспериментальной задачей Бурятской школы-гимназии №29 как федеральной площадки является поиск способов преодоления кризиса современного школьного образования. Если содержанием образования является освоение молодым поколением опыта культуры и цивилизации при инертности и консерватизме традиционного образования, невозможен соответствующий перенос, что является проблемой, разрешение которой представляется в виде проектирования гимназического образования как целостного и универсального, основанного на стержневых, системообразующих, методологических представлениях, восходящих к истокам понимания, к первичным сущностям.

Переход образовательного процесса на семиотическую основу является, на наш взгляд, одним из способов ее решения.

Если создать в гимназии языковую среду в семиотическом ее толковании, то учащиеся получат возможность декодирования текстов, представляющих собой знаковую систему.

В данной работе представлен экспериментальный опыт учителей Бурятской школы-гимназии №29 г.Улан-Удэ под руководством автора проекта Сультимовой Ж.Б. по созданию образовательного пространства с семиотическим подходом.

При условии, что содержанием образования является проекция и освоение культуры, необходимо говорить о семиотике культуры, а любые культурные явления рассматриваются как тексты, несущие информацию и смысл. Понимать какую-либо культуру – значит понимать ее семиотику, уметь устанавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать тексты, составленные из них. (Под словом “текст” понимается любой объект – художественное произведение, обычай, речь, вещь, закон, уравнения и т.д.). Таким образом, интерпретация текстов со знаковых позиций является одной из экспериментальных задач обучения в гимназии. Понимание текста может быть неоднозначным, в зависимости от временного контекста, уровня образованности человека, информированности и т.д. С одной стороны, текст может рассматриваться как “вместилище информации”, которая должна быть оттуда извлечена, что требует определения степени ее достоверности и видения объективной реальности, которую он отображает, например, врач, слушая жалобы пациента (текст) стремится отделить их истинное содержание (информация) от субъективного мнения пациента, интересуется действительными причинами, вызвавшими болезнь (реальность). Это научный подход. С другой стороны, к тексту можно относиться как к уникальному, порожденному своеобразием личности автора произведению, которое представляет интерес само по себе. В этом случае не то, что “за текстом”, а именно он сам и есть объективная реальность. Это гуманитарный подход. В этом плане ученик, порождающий собственный текст, и учитель, помогающий ему, также являются семиотическими субектами наряду с авторами учебных текстов. Достоинства и недостатки есть в каждом подходе, но ни один из них не ведет к полной и окончательной истине. В школьной практике, как и в любой другой, они должны дополнять друг друга. В учении необходима нацеленность на объективное познание текста как исторического факта, так и субъективное понимание как произведения культуры в рамках культурно-авторских временных контекстов. Организация такого учения предполагает, на наш взгляд, проектирование соответствующих форм деятельности:

а) оргдеятельностного типа: урок целеполагания, нормотворчества, проектов, рефлексии и т.д.

б) когнитивного типа: урок-экперимент, исследование объекта, конструирования понятий(правил, закономерностей, гипотез, теорий, картины мира), метапредметный, философский уроки и т.д.

в) креативного типа: урок-диалог, дискурс, противоречие, парадокс, символотворчество, моделирование и т.д.

г) ассоциативного типа: урок-концепт, денотат, синтактика, семантика, прагматика и т.д.

В целом данные позиции определяют содержательную (отбор содержания учебных предметов) и технологическую (организация учебной деятельности) стороны проектирования семиотического образовательного пространства.

А.В. Башеева, учитель русского языка и литературы

 

 


Hosted by uCoz