Национально-региональный компонент
Данный фактор является основной причиной большой
проблемы определения национально-регионального компонента в Республике
Бурятия.
Попытки решения данной проблемы конкретно выражаются
в увеличении объема знаний на основе введения предметов, отражающих национально-региональные
особенности. Вследствие этого возникает диспропорция роста знания и роста
возможности их усвоения учащимися. Необходимо отметить, что в данном случае
развитие памяти не может определяться развитием уровня познания. Известно,
что память измеряется мерой обобщенности знаний (Давыдов В.В. и др.),
количеством относительно изолированных логических блоков (Эрдниев П.М.).
Отсутствие целенаправленных действий в процессе
обобщения знаний национально-региональной направленности до поры до времени
не ощущается как недостаток. Однако сейчас обстоятельства изменились:
такое обобщение необходимо в интересах овладения учащимися этими знаниями.
Поэтому задача гимназии - систематизация накопленного опыта во всех областях
нашей культуры - должна приобрести определенный статус, присущий важнейшим
вопросам развития образования нашей республики.
Процесс обобщения и систематизации знаний
национально-региональной направленности обладает определенной степенью
приближенности, которая должна соответствовать требованиям времени. Такого
соответствия в данный момент нет. На наш взгляд,
в первую очередь, решение проблемы должно начинаться с создания определения
уровня общей картины мира (Бурятия) как системы взаимодействующих, постоянно
развивающихся и качественно преобразующихся материальных и духовных реальностей.
Говоря об общей картине части мира, мы имеем судьбы единого людского рода
и раскрытие их взаимосвязей через путь бурятского народа, понимаемого
в широком смысле. Известно, что философия рассматривает версии путей,
которыми идет род человеческий. Что есть циклическое движение, линейное
и синергетическое.
Думается, что разнообразие подходов к созданию общей картины
мира позволит глубже и шире проникнуть в судьбы единого человеческого
рода.
Развитие принципа обобщения и систематизации накопленного
опыта предлагает, таким образом, постоянное сближение знаний о мире с
тем или иным представлением о процессе возникновения общей картины мира.
Необходимо отметить, что система накопленных знаний во
всех областях культуры не должна рассматриваться как уже годовая программа
для их усвоения. Данную систему можно принять как средство построения
такой программы.
Ж.Б. Сультимова, А.Д. Шарланова
ВВЕДЕНИЕ
В "Программе стабилизации и развития российского образования в переходный
период" (март 1991 год) задача регионализации образования была выделена
как одна из приоритетных направлений образовательной реформы.
Обновление содержания образования и воспитания предполагает учет национальных,
региональных и местных социокультурных особенностей. Восстановление многовековой
народной мудрости направлено на развитие духовной и нравственно-эстетической
культуры человека. Становятся приоритетными этнопедагогические концепции,
проекты, программы.
Содержание образования в Бурятской гимназии, включающее этнокультурный
компонент, позволяет обеспечивать приобщение учащихся к самобытности народов
Байкальского региона и реализуется через учебный план и программу внеклассной
воспитательной работы.
По учебному плану гимназии национально-региональный компонент включается
в образовательные области:
- "Филология" - 60%; учебный курс "Бурятский язык"
охватывает 1(9 кл., "Бурятская литература" - 10(11 кл., "Старомонгольская
письменность" - 8(9 кл.;
- "Обществознание" - 30%; "История Бурятии" - 8(9
кл.;
- "Естествознание" - 20%.
Вариативная часть содержания образования представлена модулями, соответствующими
образовательным областям с учетом ведущей экспериментальной проблемы гимназии
и национально-регионального компонента.
Модули гуманитарной направленности: "Бурятский героический эпос
"Гэсэр", "Бурятский фольклор", "Литература народов
Востока", "Эпос народов мира".
Модули математической направленности: "Культура и быт бурят в знаках
и символах" (5 кл.), "Математическая этносемиотика".
Модули искусствоведческой направленности: "Семантика декоративно-прикладного
искусства бурят" (5(6 кл.), "Музыка Бурятии" (7(8 кл.),
"Мировая художественная культура" (10 кл.), "Театральное
искусство Бурятии", "Музеи г. Улан-Удэ", "Бурятские
народные танцы", "Бурятские народные инструменты", "Бурятская
живопись".
Модули обществоведческой направленности: "Основы буддийской философии"
(9 кл.), "Исторические традиции г. Улан-Удэ", "Выдающиеся
деятели бурятского народа".
Гуманитарной направленности: спецкурс Бурятский героический эпос "Гэсэр"
(5 кл.), "Выдающиеся деятели бурятского народа", "Литература
Бурятии".
Математической направленности: "Культура и быт бурят в знаках и
символах" (5 кл.), "Математическая этносемиотика" (7 кл.).
Искусствоведческой направленности: "Семантика декоративно-прикладного
искусства бурят" (5(6 кл.), "Музыка Бурятии" (7(8 кл.),
"МХК" (10 кл.).
Обществоведческой направленности: "Исторические традиции г. Улан-Удэ"
(10 кл.), "Основы буддийской философии" (9 кл.).
Модули по технологии: "Семиотика технологической культуры бурят"
(11 кл.).
Включение в учебные предметы национально-регионального компонента направлено
на формирование этнокультуроведческой компетенции:
- владение бурятским языком как "средством познания истории народа,
его духа";
- умение расшифровывать коды родной культуры;
- знание особенностей природы, хозяйства, общественных отношений;
- системное знание национальных процессов;
- самоидентификация с этносом;
- национальное самоосознание личности в поликультурном пространстве;
- толерантность, уважение инокультурных традиций и обычаев.
Принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения,
национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды родного народа является
одним из важных принципов в образовании.
Т.А. Шобоева
ВКЛЮЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СОДЕРЖАНИЕ
ОБУЧЕНИЯ
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Цель: приобщение учащихся к культуре родного народа через введение на
уроках работы с фольклорными текстами, текстами произведений широко известных
бурятских писателей; формирование у школьников чувства уважения к традициям,
обычаям, культурным ценностям народов региона.
Основополагающими являются задачи:
- развить художественный вкус школьников через анализ текстов;
- вызвать интерес учащихся к произведениям УНТ, нацционально-региональной
литературы, в которых отражены философия, нравственные качества народов;
- помочь учащимся усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности
людей разных национальностей средствами самого учебного предмета.
Ведение национально-регионального компонента в программу по русскому
языку предполагает анализ текстов, приемы сопоставления, сравнения, выявления
жанровых особенностей произведений бурятской литературы, фольклора. Предполагается
тесная связь с литературой, с внеклассной, внеурочной работой, использование
смежных видов искусства: ИЗО, музыки, народно(прикладного искусства.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
6 класс
Цель: повторить признаки текста, известные учащимся из курса 5 класса.
Углубить знания о тексте.
Удивительное растение ( забайкальский багульник! Зимой принесешь его
из лесу и поставишь в воду. И вот неделю, а иногда и другую, стоит он
метелкой, даже неловко перед тем, кто не знает, что это за цветы, но постепенно
набухнут бутончики, прикрытые шоколадной корочкой, и однажды утром вдруг
раскроются розовато- малиновые лепестки, напоминающие яблоневый цвет,
с тоненькими прозрачными тычинками, и непонятно, как у этого грубого кустарника
с плотными глянцевитыми листочками, похожими на брусничные, могут быть
такие нежные цветы, что зависть возьмет и садовых кокеток, выросших в
заботе и неге.
(О. Серова, Э. Пильман. "Лесные тайны". ( Улан-Удэ: 1989. С.
27).
- Докажите, что это текст. Укажите признаки текста.
- Определите тип речи.
- Какие образные средства использованы авторами?
ИЗЛОЖЕНИЕ С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ
6 класс
Лежит Байкал в глубокой зеленой чаше и медленно, будто нехотя ворочается;
волны поблескивают в утреннем солнце, пошаливают, но словно бы понарошку,
то вдруг кинутся на белый каменистый берег, то вдруг вспенятся и забурлят.
Большие, иссиня-белые чайки кружат над морем. А подле них вьются и свиристят
малые птахи. Таежные птахи у моря не кормятся, а все ж не улетают: видать,
им тоже по душе кружение над глубокой зеленой чашей. Велик Байкал и загадочен,
и у каждого народа, соприкоснувшегося с ним, отношение к нему свое, особенное.
Жители степных раздолий и просторов ( буряты ( в любую пору уважительно
относятся к Байкалу. С малых лет, привыкнув поклоняться земным тайнам,
они и к сибирскому морю испытывают немалое почтение, но почтение это не
робкое, а какое ( то домовитое, хозяйское, как если бы перед ними был
и не Байкал вовсе, а умудренный годами старец. Велик Байкал и загадочен...
(Ким Балков "Байкал ( море священное", отрывок из 1 гл., стр.
36.)
Задание:
- Озаглавить текст, дополнить текст изложения, не меняя стиль авторского
повествования.
- Объясните этимологию слова буряты.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
6 класс
Цель: повторить признаки текста. Лексические средства связи предложений
в тексте. Развить умение составлять связные тексты.
Текст 1.
Многолика земля бурятская. Здесь можно видеть ландшафты, похожие на швейцарские
Альпы, просторы Монголии или леса и равнины Европейской России. В Бурятии
много больших и малых озер ( красивейших уголков природы. Самое крупное
и глубокое из них ( Байкал, предмет духовного поклонения и особой заботы.
Байкал в народе называют Священным морем.
Текст 2.
Животный и растительный мир Бурятии богат и разнообразен. Здесь немало
уникальных и редких видов, занесенных в Красную книгу: всемирно известный
баргузинский соболь, байкальская нерпа, омуль. Обилие прибайкальской флоры
( неиссякаемая кладовая для традиционной восточной медицины.
Текст З.
Бурятия издревле находится на стыке многих религий. В республике представлены
практически все основные мировые религии. Многие религии тесно переплелись
или получили различные ответвления. Здесь мирно сосуществуют шаманизм
и буддизм, старообрядчество и православие.
Традиционные верования в форме шаманизма известны на берегах Байкала
задолго до прихода буддизма и христианства. Ритуалы шаманизма сохранились
до сих пор. В дальней дороге путник всегда отдает дань священным шаманским
местам ( "обоо" или "бариса".
Задания:
- Доказать, что это текст. Указать признаки текста (членимость, целостность,
связность).
- Определить средства связи предложений в тексте.
- Определить тип и стиль речи.
- Составить текст типа рассуждения на заданную тему: "Нужна ли
человеку Родина?", "Какова роль религии в жизни общества"
и др.
- Объясните этимологию слова "обоо".
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
7 класс
- Прочитайте пословицы, переведите на русский язык. В чем особенность
данных пословиц по синтаксическому построению. Какова роль служебных
частей речи?
Горхо хараагyй аад, гуталаа бy тайла.
Эрдэмдэ hураагyй хyн тэнэг бэшэ, эрдэмдэ hурахаяа оролдодоггyй хyн тэнэг.
Хониной байhан аад, шоно олдохо.
Харайжа алад гараhан хойно: "Хaрагты намай!" - гэжэ hайрха.
Хyндэлэндэ хyлoo бy хэ, хyнэйдэ гараа бу hарбай.
Моригyй аад, эмээл бэлдэбэ.
Намhаа саагуур, наранhаа наагуур.
Зоболон yзooгyй xyн жаргал гээшые мэдэхэгyй.
Хусадаг нохойhоо бy ай, хусадаггyй нохойhоо ай.
- Покажите на примерах их жизни, когда можно прибегнуть к той или иной
пословице в подтверждение собственного суждения
- Какие пословицы заключают в себе осуждающий смысл?
- В чем заключается жизненная и поэтическая ценность пословиц?
- Составьте свой рассказ, на тему которого указывает русская народная
пословица: "Нерадивый да ленивый всегда позади". Подумайте,
на каких жизненных ситуациях можно раскрыть обобщающий смысл пословицы
и включите ее в свой рассказ.
ТЕМА "ПРИЧАСТИЕ", "ДЕЕПРИЧАСТИЕ"
7 класс
Сказка-легенда о старике Байкале и его дочери-красавице Ангаре.
...У седого Байкала, дожившего до почтенного старческого возраста, было
много сыновей ( Баргузин, Сарма и др. и всего одна дочь юная Ангара. Любил
дочь старый Байкал, лелеял, заботился о ней. Но пришло время выдавать
дочь замуж. И вот во владения Байкала со всех сторон потянулись женихи.
Прискакал на коне быстрый и вспыльчивый Иркут, приехал задумчивый красавец
Алят. Но никто из них не нравится юной деве. И вот однажды темной ночью
Ангара бежит из отчего дома к могучему богатырю Енисею. Узнав о побеге
дочери, Байкал в гневе выхватил из прибрежных скал камень и бросил его
вслед беглянке, чтобы преградить ей дорогу. Но Ангара обходит препятствие,
с еще большей силой устремляется к Енисею. Повстречавшись, Ангара и Енисей
обрели счастье. Брошенный Байкалом камень лежит и поныне, его называют
шаманским камнем...
Задания:
- Определите тип речи, средства связи предложений в тексте.
- Найдите в тексте причастия, покажите, как они образованы.
- Найдите предложения с деепричастиями, деепричастными оборотами, составьте
схемы предложений.
- Объясните этимологию одного из слов имени собственного.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
7 класс
Прочитайте стихотворение Д. Жалсараева ''Байкальские строки". Определите
тему, основную мысль. Какие средства языка использованы автором для создания
образности?
Гостеприимна традиция наша:
Чтобы друзьями хорошими стать,
Гостю подносится полная чаша
С лучшим напитком, аршану под стать...
Добрый обычай извечен в народе,
И неизменно его существо.
Если встречается он и в природе,
Не подсказала ль природа его:
Чтобы искрилось добро в человеке,
Чтоб не таилось на донышке зла,
Миру земному на вечные веки
Чашу Байкала она поднесла.
1. Расскажите о частице "ль". Какую роль она играет в тексте?
2. Укажите другие служебные слова в тексте. Охарактеризуйте их.
3. Знаете ли вы традиции, обычаи родного народа. Опишите один из них.
4. Объясните этимологию слова аршан.
ПОВТОРЕНИЕ В НАЧАЛЕ ГОДА
7 класс
Прочитайте выразительно стихотворение Д. Жалсараева. Определите главную
мысль.
Спросили старца ( что такое счастье?
Он бороды потрогал острие
И, головой качая в знак согласья,
Сказал: "Оно у каждого свое,
Но есть и счастье общее, которым
Ты тоже должен обладать сполна (
Любовь к народу и к родным просторам!
Без них мы все, как без корней сосна,
Как ствол без веток, как без листьев ветка (
И счастье на порог не ступит твой!
Люби народ и землю беззаветно,
И будь любим народом и землей!"
Задания:
1. С помощью чего достигается образность в стихотворении?
2. Выпишите из текста местоимения. Определите, к каким разрядам по значению
они относятся.
3. Выпишите глаголы и укажите их грамматические признаки. У какого слова
и почему можно указать только постоянные признаки.
4. Напишите рассуждение на тему: "Что такое счастье?"
ИЗЛОЖЕНИЕ
7 класс
В светлую лунную ночь горы кажутся хрупкими, ажурными в сетях серебряных
прохладных лучей... Вроде бы они слушают, как журчит маленькая речка в
низких своих берегах, неожиданно вскрикнет сонная птица на опушке, фыркнет
привязанный к дереву конь и, затаив дыхание, крадется к засаде охотник
( браконьер на языке закона ( как легко стукнуло копытце изюбра, идущего
на водопой, осторожно несущего на макушке многоветвистые рога.
Кажется, будто они слышат, как скользят в горных речках хариусы - темные
стрелы в чистой бурлящей воде...
А скрежет трактора долго отдается в ущельях...
Когда-то внимали горы нашему пению, вглядывались в пестрый хоровод -
ёхор - вокруг костра, вместе с нами кружились в веселей пляске, эхом отзывались
на девичий смех... И замолкала на рассвете последняя песня, но легкие
отзвуки еще долго летали от вершины к вершине вдаль..
В полнолуние одна огромная луна сияет над миром... Отраженный свет во
тьме таинственнее, чем солнечный, который привычен для нас в суете дня.
А полнолуние по лунному календарю время особенное. Говорят, что в это
время нельзя поступать плохо, творить зло даже в мыслях, а надо просветляться,
очищаться душой. Так говорят старые люди.
И, глядя за тускло сверкающие в целомудренном свете горы, постигаешь
смысл этого полнолунного запрета-призыва.
Чувствовал это - так естественно, как человек чувствует воздух и воду,
- у Белой скалы, исполинской, из белого кварца. Она казалась чистейшей
доской, на которой можно написать слово: "Доброта".
(А. Ангархаев '"Вершина").
Задания:
1. Определите, каким настроением окрашен текст.
2. Подробно перескажите текст.
3. Определите тип и жанр текста.
4. Составьте план текста. Используйте слова, обороты, предложения автора
5. Напишите изложение, близкое к тексту. Подберите для своего изложения
такое заглавие, которое бы отражало его тему.
6. Какие действия ( знаки своего народа вы знаете? Дайте описание.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
8 класс
С незапамятных времен живут на Байкале четыре ветра, один сильнее другого.
Тот ветер, который обдувает Байкал с севера, именуется Верховиком или
Ангарой. С ним соседствует вихрь, прозванный Баргузином. Он поднимается
оттуда, где летом восходит солнце, с восточного берега. Западный ветер
зовут Култуком. И еще один ветер. Зовут его Сарма. Он поселился на Ольхоне,
на прибрежных скалах этого острова.
Задания:
1. Выделите определения, указав их вид и способы выражения; выделите
обстоятельства, указав их вид и способ выражения.
Объясните этимологию собственных имен.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ
8 класс
- О, Саяны, скажите,
Что выше гольцов серебристых?
- Выше наших гольцов
Человек в его помыслах чистых!
- О, Байкал, ты скажи,
Что сравнимо с твоей глубиною?
( Человеческий ум
Побеждает в сравненье со мною!
( О, земля, объясни,
Что безбрежней земного простора?
( Посмотри, как безбрежна
Душа человека любого!
Задание: текст на доске записан без знаков препинания. Перепишите стихотворение,
найдите в нем обращения. Выделите их знаками препинания. Прочитайте выразительно
стихотворение.
Объясните этимологию собственных имен.
ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
8 класс
Самая восточная вершина - самая низкая, но удивительно красивой огранки
- называется Гора-сирота. Эта гора первой встречает солнце. Бежит навстречу
солнцу легко и неудержимо, как первое слово в добром разговоре. А за ней
плечом к плечу идут Тункинские золотые горы. Так что она вовсе не сирота.
Ранним утром я встаю, иду на речку. Иду по тропинке и смотрю на вершину.
И в речке вижу их отражения. Беру пригоршней воду и пью.
Задания: перепишите текст, укажите полные и неполные предложения. Установите,
какие члены пропущены в неполном предложении. Ответ аргументируйте.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
8 класс
В своей книге Иоганн Георги пишет о быте и нравах забайкальских бурят.
Описывая хозяйственный быт бурят, Георги указывает, что буряты владеют
замечательными кузнечным и ювелирным ремеслами. Ученый отмечает высокое
искусство отделки их изделий - рукояток ножей, сбруи и домашней утвари.
Георги писал: "...железные их вещи с серебряною насечкой славны во
всей России под именем братской работы".
Задания: выпишите однородные члены вместе с теми словами, с которыми
они связаны. Составьте схемы однородных членов, определите, чем выражены
однородные члены предложения.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1. В Бурятии здоровый и сухой климат, который легко переносится и зимой,
и летом. Многолика земля бурятская. Здесь можно видеть ландшафты, которые
похожи на швейцарские Альпы, просторы Монголии и равнины европейской России.
Богат и разнообразен животный и растительный мир Бурятии, здесь находится
немало уникальных и редких видов, которые занесены в Красную книгу.
Государственный флаг республики представлен тремя цветами - синим, белым
и желтым, которые символизируют небо, чистоту, вечность. В Бурятии проживает
более ста национальностей, что и определяет разнообразие и многоукладность
ее быта. Самым крупным высшим учебным заведением является Восточно-Сибирский
Государственный технологический университет, где обучаются 5860 студентов
и работают 550 преподавателей. Университет принимает участие в реализации
международных программ по устойчивому развитию Байкальского региона, а
также ведет исследования по охране окружающей среды.
Кто на Байкале не бывал - тот Сибири не видал. В последнее время в Бурятии
быстро развивается туризм, потому что этому способствуют уникальные природные
условия Прибайкалья. Ежегодно в Бурятии проходят праздники, где любой
может помериться силой и ловкостью, меткостью и выносливостью.
Задания: перепишите, определите вид придаточных предложений, составьте
схемы. Сделайте синтаксический разбор предложения с обстоятельственным
придаточным. Замените там, где это возможно, придаточные определительные
причастными оборотами.
2. Прими, Земля, сыновнее спасибо,
Святой водой Байкала угости,
Чтоб я обрел невиданную силу
Для дальнего нелегкого пути.
Задания: запишите строки из песни Д. Жалсараева.
Какова его основная мысль? Какие чувства выражены автором в стихотворении?
Объясните орфограммы и пунктуацию. Подчеркните грамматические основы.
Составьте схему предложения.
3. Диктант по теме "Бессоюзные сложные предложения".
Священные места Байкала интересны не только как памятники духовной культуры
и природы. С Байкалом связано происхождение целого ряда народов, все они
запечатлены в мифах и легендах, прежде всего о бурятах.
Где-то на остров Ольхон опустились с неба девушки-лебеди. Подкравшийся
юноша похитил птичье оперенье одной из небесных девиц, и та не смогла
улететь с подругами. Став женой земного человека, девица-лебедь родила
мальчика, которому была уготована судьба стать прародителем бурят ( хоринцев.
Где-то там же, в береговых скалах, бездетные шаманки Асухан и Хусыхен
похитили игравшего мальчика, который стал основателем бурят-эхиритов.
Эвенки также считают его берега своей прародиной, и это действительно
так, поскольку их древность доказывается археологией.
Немногие знают о том, что с Байкалом связана и история якутов. До сих
пор их генеалогические мифы и предания с любовью повествуют о сказочно
теплой стране Хоорай на берегах Муус-Кудулу-Байгала (Ледяного Байкала),
где по цветущей степи паслись несметные стада домашних животных.
Не менее тесны связи бурят и с калмыками. В давние времена эти два народа
были соседями на прибайкальских землях и даже воевали вместе против претензий
Чингисхана на мировое господство.
Задания:
1. Сделать синтаксический разбор предложения:
I вариант II вариант
С Байкалом связано... Эвенки также считают, что...
2. Объясните значения слов мифы, предания.
3. Выпишите из текста ключевые слова.
4. Докажите, что данный отрывок является текстом
5. Составьте схемы сложных предложений (пр.)
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ
"СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"
Буряты - это древнейший народ с богатыми культурно-историческими традициями,
который испокон веков жил в единстве и гармонии с природой.
Бурятия - это пока неоткрытая страна сокровищ: в ее недрах есть почти
вся таблица Менделеева, в том числе золото, алмазы, вольфрам, молибден,
кварциты, уголь, графит, мрамор и др.
Байкал - это жемчужина Бурятии: две трети великого озера - моря находятся
на ее территории. Красоты знаменитого Баргузинского тракта - дороги вдоль
великого озера и прилегающих к нему гор - могут поспорить с красотами
альпийских пейзажей Европы.
Правительство республики заявляет, что Бурятия с ее богатствами и стабильной
социально(политической обстановкой является одним из наиболее перспективных
регионов для инвестирования капитала Сибири.
Задания: запишите текст, объясните постановку знаков препинания.
Составьте схемы сложных предложений, определите виды придаточных. Определите
вид связи придаточных предложений с главным.
Объясните этимологию слова Сибирь.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
9 класс
Республика находится в центральной части Азиатского материка, граничит
с Иркутской и Читинской областями, республикой Тува и Монголией; ее омывает
Байкал ( одно из самых величайших озер мира. Наш народ живет на берегах
великой святыни ( озера Байкал, он связан глубокими корнями со своим богатым
историческим прошлым, с прекрасной чистой природой и с надеждой смотрит
в будущее. На территории Бурятии каждый этнос имел свои типы жилища: эвенки
жили в чумах из оленьих шкур или бересты, буряты ( в деревянных многоугольных
или войлочных юртах; русские ( в деревянных домах, рубленных из круглых
бревен.
Восточно-Сибирский университет принимает участие в реализации международных
программ по устойчивому развитию Байкальского региона, ученые ведут исследования
по охране окружающей среды Прибайкалья. Особую гордость представляют знаменитые
курорты, многие из которых появились еще в XVII(XVIII веках, они расположены
в основном у горячих источников и лечебных грязей, которыми так богата
бурятская земля.
Задания:
1. Перепишите. Расставьте знаки препинания, охарактеризуйте каждое предложение,
подчеркните грамматические основы предложений. Замените предложения синонимичными
так, чтобы вместо каждого данного предложения получилось:
а) сложноподчиненное,
б) сложносочиненное.
Изменяйте порядок следования простых предложений.
Объясните этимологию одного из имен собственных.
Объясните правописание слова "территория".
ВКЛЮЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СОДЕРЖАНИЕ
ОБУЧЕНИЯ
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
И.А. Аюшеева, учитель английского языка
Специфика национально-регионального компонента при изучении английского
языка состоит в том, что его освоение должно помочь учащимся принять национальную
культуру в диалектическом единстве с культурой общечеловеческой и осознать
специфику национальной культуры и ее значимость.
Целостный смысл изучения истории, культуры, достопримечательностей Бурятии
через английский язык заключается в воспитании нравственной позиции гражданина
по отношению к родному городу, краю посредством языка. Поэтому основными
целями при использовании национально-регионального компонента в обучении
английскому языку в БШГ №29 являются следующие:
- приобщить учащихся к культурным ценностям бурятского народа;
- формировать у учащихся чувство национального уважения к традициям,
обычаям своего народа.
Учащиеся должны уметь пользоваться полученными знаниями на практике,
составлять краеведческие маршруты, пользуясь картой города; рассказать
о памятниках города, его достопримечательностях; пользуясь картой Бурятии,
рассказать о его географическом положении, рельефе, национальных парках.
Содержание национально-регионального компонента может стать мотивирующим
началом в выборе профессии и специальностей, непосредственно связанных
с изучением и развитием самого города Улан-Удэ и республики. Знание истории,
культуры Бурятии может оказаться полезным тем, кто будет работать в туристско-краеведческой
сфере.
THE BURYAT REPUBLIC
The Buryat Republic was founded on the 30th of May 1923. It occupies
a great territory of Eastern Siberia to the east of Lake Baikal. The total
area is 351,3 square kilometers, which is about the territory of Germany.
The population is more than one million people. More than a hundred nationalities
live in Buryatia and this explains variety and diversity of culture. Friendly
relations among different communities have been maintained for many years.
There are national traditions, which are still kept by modern generations,
among them respect and care of old people and children.
The north-western borderline runs along the shore of Lake Baikal. In
.the west it borders on the Chita region, in the west it borders on the
Irkutsk region. It also borders on the Tuva and Mongolia.
The Republic is mostly mountainous but there is hardly a place in Russia
where such a variety of scenery can be found. There are mountains and
boundless steppes, thick forests and quiet lakes, and of course, world-famous
Lake Baikal. By its diversity the Buryat landscape can be equally compared
to the Swiss Alps, steppes of Mongolia or the woods and plains of the
European part of Russia.
Buryatia is mountainous land. The highest mountain is Munku Sardyk which
is the highest in Eastern Siberia ( 3491 meters high.
The rivers of Buryatia are of no great value as waterways. The longest
of them are: the Selenga, the Uda, the Barguzin and others. All of them
flow Into Baikal and only the Selenga which is a major tributory of Lake
Baikal is navigable - in summer and in early autumn.
There are more than 300 sunny days a year in Buryatia and for anyone,
who lives in the Republic it is unimaginable without blue sky and sun
shining brightly. The climate is dry, it is of an extreme continental
kind. The winters are cold and severe and summers are hot. In winter the
temperature may drop to 40 degrees below zero and in summer it goes up
to 30(35 degrees above zero. The rainfall is rather small and cloud-cover
is very low throughout the whole year. Our Republic is called "Sunny
Buryatia'' and there is hardly a place in our country where is as sunny
as in our republic.
The taiga is a nice coniferous forest. It covers about 60% of the whole
territory. It is mostly pine, cedar and fir-trees. The taiga is rich in
fur-bearing animals: bear, wolf, sable, fox, squirrel, mink and others.
Rare animals and trees are protected by the state.
The Buryat Republic is rich in mineral resources. Rich deposits of zinc,
lead, gold, molybdenum, tungsten, asbestos and other rare elements are
of great economical value. Further economic development and flourishing
of Buryatia is closely connected with elaboration of rich deposits of
minerals on the basis of advanced ecologically pure technologies.
The constitution of the Republic of Buryatia adopted presidential governing.
The President is the head of the executive power. The legislative power
is implemented by Narodnyi Hural. The coat of arms of the Republic is
a circle of 3 colors of the national flag of the Republic which are the
symbols of eternity, the inside is represented by mountains and the Baikal
waves, the top of the coat of arms is a traditional "Soyombo"(the
Moon, the Sun, the Hearth), at the base there is a band "Hadaga",
which symbolizes hospitality with the name of the Republic in the Buryat,
and the Russian languages.
The state flag is represented by 3 colors ( blue, white and yellow, which
symbolize sky, purity and eternity.
The Republic of Buryatia consists of 24 regions, 6 towns, 29 workers
towns, 614 rural settlements. The capital is Ulan-Ude (former name was
Verkhneudinsk).
Buryatia passed the stage of development from nomadic tribes cattle-breeding
to the advanced space technologies. Now the republic manufactures and
exports timber and cellulose, fur, textile, building materials and electrical
equipment.
Sport and physical culture play an important part in Buryatia. The traditional
sports in the Republic are wrestling, boxing, archery and track and field
athletics. Buryatia is proud of its sportsmen who became champions in
the World Olympic games and international championships, among them: V.
Barannikov, B. Budaev, O. Alekseev, B. Yakovlev, S. Gombogapova and others.
People of Buryatia celebrate not only holidays which are common in Russia
(New-Year, Women's Day, Independence Day and others) but also national
holidays like Sagaalgan-the New Year according to the Moon calendar in
January-February, it lasts for the whole month. The Surkharbaan is a national
festival which is celebrated in summer (sport contests, singing, dancing).
The most ancient evidence of inhabitance of people in the territory of
Buryatia can be traced back tо Stone Age, about 30(40 thousand years ago.
The ethnic history of Buryatia is inseparable from the development of
people of Southern Siberia and Central Asia. Numerous monuments of material
culture of legendary Huns(111(1 centuries B.C. prove this theory. The
tribes inhabited the territory of Buryatia were involved in the events
at the times of Chingis-Hun, 11(13 centuries A.D. In the middle of the
17-century the first Russians came and settled in Buryatia. That was the
period, which was marked by joining Buryatia and Russia, the event being
of great importance and significance for further development of two nations.
THE CITY OF ULAN-UDE.
Ulan-Ude, the capital of the Buryat Republic, was founded in 1666. It
lies in the picturesque valley of two rivers: the Selenga and the Uda.
It stretches for about 5 kilometers from north to south and for about
15 kilometers from east to west. Its population is 400 thousand people.
Ulan-Ude is the biggest industrial and cultural centre of Buryatia and
one of the largest industrial centers of East Siberia.
Today Ulan-Ude has a variety of industries such as manufacturing, aircraft,
shipbuilding, food and light industries. Yet it remains largely a residential
town. It consists of three districts: Sovetsky, Zheleznodorochny and Oktyabrsky.
Soveisky district has become a business and cultural centre of the city.
Zheleznodorozhny is a workers' district, since all main industrial plants
and factories are situated here. Oktyabrsky is mainly a residential part
of Ulan-Ude.
The oldest buildings in Ulan-Ude are situated in Revolution Square, which
was the first square built in the town. The most popular sight in Revolution
Square is a stone building under the name of Gostinyi Ryadi. It is a huge
one-storey building of the 19th century surrounded by square columns,
which was a trading centre of the town in early days. Walking down the
square you can reach another architectural monument of the past ( the
Cathedral of St. Odigitry. It was built in the 18th century. Today it
is a repository of the Museum of Oriental Arts.
The building of Opera and Ballet theatre - is not very far from the Cathedral.
A.N. Fyodorov designed the theatre, the most striking building in the
city, chief architect of the Moscow Theatre Desing Institute. The theatre
is a good example of the national style and ornament.
Lenin Street ( the main street in Ulan-Ude ( connects Revolution Square
to Soviet Square. Soviet Square is the heart of the city. All important
meetings and rallies are held here. All governmental houses are situated
here. In the centre of the square there is a monument to Lenin, designed
by the Moscow sculptors - brothers Nerodo.
If you walk down Lenin Street you'll reach the Museum of Nature. It was
founded in 1982.There are many halls displaying species of flora and fauna
of the Buryat Republic. The halls devoted to Lake Baikal territory are
of special interest. Here you can see fish and animals inhabiting Lake
Baikal and all other representatives of the animal kingdom in around the
Baikal territory. There are many other museums and places of interest
in Ulan-Ude.
At present there are 5 higher and 13 specialized educational establishments,
44 vocational technical schools, 563 secondary schools, lусеums and gymnasiums.
The biggest higher educational establishment in Buryatia is the East-Siberian
State University of Technology. The University actively participates in
realizing international programs on development of Baikal region, makes
research on environmental protection of the Baikal region.
The Buryat Research Center is one of the biggest scientific centers in
Siberia where about 150 doctors and 1000 of candidates of science do research
in different fields of science and technique.
LAKE BAIKAL.
Lake Baikal is the deepest and the most remarkable lake in the world.
It contains 20 percent of the fresh water on Earth and the largest number
of endemic species of flora and fauna. In its waters can be found over
800 species- of plants and about 1550 types of animal life.
The Baikal is officially classified as a "crises zone". The
scientists figured out that some of the pollutants from such factories
as the Selenginsk and the Baikalsk plants are highly toxic and harm the
unique biology of Lake Baikal. The Selenginsk plant and other polluting
factories still operate. The industrial waste water, that have been discharged
into the lake, ruins the ecological system of the lake. Trees are dying
from the gas blow-outs of the factories, fish and seals, some organisms
found no other place but Lake Baikal are disappearing.
Baikal region is inhabited by more than 2500 species found nowhere else
in the world. According to the Law for the Preservation of Nature there
were created protected areas in Baikal region. There are 5 reservations
(zapovednik): Barguzin (established in 1916), Baikal (in 1969), Sokhondinski
(in 1973), Baikal-Lenskiy (in 1986), Dgirginski (in 1992). The purpose
of reservations is to keep untouched land for research projects.
The aim of 3 National Parks ( Zabaikalski, Pribaikalski, Tunkinski is
to protect habitat and wildlife and to provide opportunities for people
to enjoy them. Recreational use of National Parks includes sightseeing,
nature observation, photography, fishing, boating, sport hunting, camping.
Lake Baikal and it's shores have been declared a specially protected
zone of the country. It requires decades for the environment to recover.
ВКЛЮЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СОДЕРЖАНИЕ
ОБУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Включение младших школьников в процесс активного усвоения традиционных
народных знаний и умений идет через использование на уроках материалов:
- бурятского фольклора;
- художественных текстов писателей Бурятии, статистических данных;
- музейных материалов;
- традиций народных праздников;
- флоры и фауны Бурятии; народных промыслов;
- этнологии и этнографии Бурятии.
Организация творческо-поисковой деятельности учащихся в области регионального
и местного краеведения позволяет не только существенно расширить кругозор
учащихся, но и совершенствовать все компоненты личностной структуры (направленности,
выражающейся в потребностях, интересах, убеждениях, способностях, дарования,
волю, нравственные качества ученика).
РУССКИЙ ЯЗЫК
2 класс
- Использование бурятского фольклора при письме по памяти, орфографических
пятиминутках;
- использование стихотворений бурятских поэтов;
- комментированное письмо, зрительно-слуховой диктант, творческий диктант;
- составление предложений о природе Бурятии, о Байкале, о животных Баргузинского
заповедника;
- использование текстов из стихов Намжила Нимбуева для контрольного списывания;
- использование предложений из журнала "Хараасгай";
- нахождение слов с изучаемыми орфограммами в текстах бурятских писателей;
- описание проведения праздника Сагаалган в классе (на основе личного
опыта и наблюдения).
Намжил Нимбуев
"В РОДНОМ УЛУСЕ"
К теме "Безударные гласные в корне слова"
Здесь старики сидят на солнцепеке,
Прошедшие перебирают дни,
Считают весны, осени свои.
Задание:
1. К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова.
2. Найдите однородные члены предложения.
3. Сделайте разбор предложения по членам и по частям речи.
Намжил Нимбуев
"ЧТО ЗА ВЕСНА..."
Тема. Безударные гласные в корне слова.
Что за весна! На площадях
Черемуха так буйно расцветает,
Как будто стаи белых лебедей.
С предсмертной песней в воздухе летают.
И схлестнут город белыми цветами.
Все дни хожу с оглохшими ушами.
Задание:
1. К словам с безударными гласными в корне подберите проверочные слова.
2. Со словами БЕЛЫЕ ЛЕБЕДИ, ВЕСНА, ГОРОД составьте предложения.
Намжил Нимбуев
"БУДЬ У МЕНЯ ГОЛОС"
К теме "Однородные члены предложения".
Будь у меня голос,
Атласный, гортанный,
Словно гарцующая
На цыпочках сабля,
Пел бы о бурятках,
Коричневых, как земля,
Об алых саранках,
Сорванных на скаку,
О пылающем солнце,
Запутавшемся в ковылях...
Эх,Будь у меня голос!
Задание:
1. Контрольное списывание.
2. Выделите в слове однородные дополнения.
Дондок Улзытуев
"Итог"
К теме "Второстепенные члены предложения - дополнение".
Я родину
воспевал,
как мог,
мать воспел
и отца,
степь и тайгу,
Селенгу и Хилок,
жаворонка и скворца.
Я жил на Памире,
на Балтике жил
и слова нашел для них,
о юности
много песен сложил
звонких и удалых.
Задание:
1. Выделите в тексте дополнения.
2. Контрольное списывание.
3. Со словами ТАЙГА, СЕЛЕНГА, ЖАВОРОНОК, СКВОРЕЦ составьте предложения.
Дондок Улзытуев
"ЛЮБЛЮ ЗЕЛЕНУЮ ТАЙГУ"
К теме" Однородные члены предложения".
Люблю зеленую тайгу,
лесную глушь, покой природы.
Но долго жить в ней не могу,
и в Шибертуе не могу
спокойно жить, считая годы.
Задание:
1. Найдите однородные члены предложения.
2. К словам с безударными гласными подберите проверочные слова.
З. Выделите орфограммы.
Дамба Жалсараев
Для развития памяти.
Для хороших коней
Не бывает дорог плохих.
У хороших людей
Не бывает друзей плохих.
Задание:
1. Найдите слова с безударными гласными в корне. Подберите проверочные
слова.
2. Напишите стихотворение по памяти.
З. Зрительно-слуховой диктант.
Намжил. Нимбуев
"ЛЕГЕНДА О ВРЕМЕНИ"
К теме "Однородные члены предложения"
По лесам, по степям, по пустыням
Медленно-медленно катится
Запряженная лосем арба.
В той арбе черноглазый мальчонка
На дудке кленовой играет.
Задание:
1. Выделите орфограммы.
2. Найдите однородные члены предложения.
З. Со словами ПУСТЫНЯ, ИГРАЕТ, ЛЕС составьте предложения.
Намжил Нимбуев
"В РОДНОМ УЛУСЕ"
К теме "Главные и второстепенные члены предложения".
В твои комбайны парни влюблены,
Как деды их коней боготворили.
Задание:
1. Определите тип предложения.
2. Сделайте синтаксический разбор предложения.
З. Выделите орфограммы.
Арсалан Жамбалон
"СТЕПЬ БУРЯТСКАЯ"
К теме "Безударные гласные в корне слова".
Детям наших степных улусов
Степь родимая так близка
Будто в кровь их вошла
Со вкусом
Материнского молока.
Задание:
1. Найдите слова с безударными гласными в корне, подберите проверочные
слова.
2. Выделите орфограммы. Где нужно, подбери проверочные слова.
З. Со словами СТЕПЬ, МОЛОКО составьте предложения.
Владимир Петонов
"ЗАКАТЫ"
К теме "Состав слов. Приставка".
Баргузин, Сарма и Култук
Снова пиршество затевают,
Приглашают своих подруг
И друзей своих созывают.
Задание:
1. Найдите и выделите однородные члены предложения.
2. Выделите приставки.
З. Подчеркните орфограммы, где нужно подберите проверочные слова.
4. Составьте предложения со словами ПРИГЛАШАЮТ, ДРУЗЬЯ.
Солбон Ангабаев
"КОСТРЫ НА БАЙКАЛЕ"
К теме" Главные члены предложения".
Куда-то за гольцы
Летели птицы,
Кричали чайки,
Глохли глухари...
Байкал,
Как под ногами танцовщицы,
Переливался
Бархатом зари.
Задание:
1. Подчеркните главные члены предложения.
2. Найдите слова с безударными гласными в корне слова. Подберите проверочные
слова.
3. Составьте предложения со словами ЧАЙКИ, БАЙКАЛ, ЗАРЯ.
Владимир Петонов
"УТРО"
К теме "Состав слова. Приставка".
Потеплело небо. Расцвело.
Молодая зорька засверкала,
И открылось хмурое чело
За ночь постаревшего Байкала.
Задание:
1. Выделите главные члены предложения.
2. Выделите приставки.
З. Найдите слова с безударными гласными в корне. Подбери проверочные
слова.
Дамба Жалсараев
К теме "Состав слова. Приставка".
Конь, что с места в карьер берет,
Не собьет ли быстро подковы?
Тот, кто слово легко дает,
Не согнется ль под тяжестью слова?
Задание:
1. Напишите стихотворение по памяти.
2. Выделите орфограммы.
З. Со словами КОНЬ и СЛОВО составьте предложения.
4. 3рительно-слуховой диктант.
5. Выпишите слова с приставками и выделите их.
Дамба Жалсараев
К теме "Имена собственные".
А течет из Байкала одна Ангара,
И краса ее чистая всеми воспета,
Дай-то бог, чтоб одна только песня добра
Каждый день выливалась из сердца поэта.
Задание:
1. Напишите стихотворение по памяти.
2. Выделите орфограммы.
3. Составьте предложения со словами БАЙКАЛ, ПОЭТ, ПЕСНЯ.
4. Подчеркните имена собственные.
Жамсо Тумунов
"БАЙКАЛУ"
К теме "Однородные члены предложения"
Широкий, бездонный, великий Байкал!
Я часто тебя вдалеке вспоминал,
Мечтал о твоей серебристой волне.
На этой тяжелой и долгой войне.
Задание:
1. Найдите и выделите однородные члены предложения.
2. Найдите в тексте слова с безударными гласными в корне слова. Подберите
проверочные слова.
Дондок Улзытуев
"ВЫ СЛЫХАЛИ КОГДА-НИБУДЬ"
К теме "Безударные гласные в корне слова"
Вы слыхали когда-нибудь
о траве голубой - ая-ганга?
Ее имя (как отзвук старинного медного гонга.
У нее суховатые
колкие стебли.
От нее синеватые
наши бурятские степи...
Задание:
1. Контрольное списывание.
2. Выделите орфограммы.
З. К словам с безударными гласными подберите проверочное слово.
Дондок Улзытуев
"ЛИСТЬЯ"
К теме "Второстепенный член предложения - определение".
Потеряв свой зеленый цвет,
Листья жалобно шелестели:
"Мы бы в этот прозрачный свет
С удовольствием полетели".
Задание:
1. Письмо по памяти.
2. 3рительно-слуховой диктант.
3. Выделите орфограммы.
4. Сделайте схему предложения.
5. Подчеркните определения.
ВКЛЮЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
Класс
Тема
Содержание компонента
"Подгруппа кислорода"
Тема 2
Отношение бурят к огню.
"Подгруппа азота"
Тема 4
Традиционная технология возделывания пастбищ и лугов у бурят (коровяк
- вбивали, втирали).
"Подгруппа углерода"
Тема 5
Саган-Нурский угольный разрез (значение угля как топлива и сырья)
"Металлы", "Сплавы"
(общие свойства металлов)
Какие металлы входят в состав "9 эрдэни" Влияние Ag, Au, Cu
на организм по восточной медицине. Значение сплавов в медицине, в быту,
в жизни.
"Спирты и фонолы"
Учение Будды о ядовитости алкоголя, архи, табака.
"Альдегиды и кислоты"
О применении формальдегида в лечебных средствах Кислоты в обработке кожи.
"Углеводы"
Как наши предки поддерживали свой организм природными углеводами (жэмэс,
ягода).
"Амины. Аминокислоты. Белки"
Понятие "о живой " и "мертвой" воде, пище. Применение
мочевой терапии. Коагуляция белков (высушивание - айрак).
ЗАДАЧИ С ВКЛЮЧЕНИЕМ
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Расчеты по формулам и уравнениям реакции.
1. Северо-Байкальское месторождение железа характеризуется минералом
железистого кварцита (Fe2O3*Si2). Определите массовую долю железа в данном
минерале.
2. В Окинском районе обнаружено месторождение боксита (Аl2О3* nН2О).
Определите массовую долю алюминия в данном минерале.
3. В шестидесятые годы XX века открыто в нашей республике Ошурковское
месторождение апатитов (Ga3F (РО4)3). Определите массовую долю фарфора
в минерале.
4. В некоторых районах Бурятии негашеную известь выжигают из мрамора.
Сколько получится негашеной извести из 4т мрамора, содержащего 6% примесей?
5. При побелке квартиры израсходован известковый раствор, содержащий
16 кг гашеной извести. Сколько воды выделится при переходе этой извести
в карбонат кальция.
6. Сколько известняка из месторождения "Татарский ключ", содержащего
54,38% оксида кальция, следует подвергнуть обжигу, чтобы получить 800
кг негашеной извести?
7. Сколько стеариновой кислоты можно получить при гидролизе 46 кг животного
жира?
8. Для аккумулятора нужно приготовить 1,5 л 30%-го раствора серной кислоты
плотностью 1,8 г/мл. Сколько для этой цели следует взять воды и кислоты?
9. Сколько литров спирта можно получить из 600 кг картофеля, содержащего
22% крахмала? Практический выход от теоретически возможного составляет
90%.
10. Сколько глицерина можно получить из 125 кг животного жира? Практический
выход от теоретически возможного составляет 80%.
ИСТОРИЯ
3 класс
- Происхождение бурятских имен, фамилий; перевод имен;
- местоположение республики, важнейшие исторические события на карте
Бурятии (гражданская война, пребывание декабристов, строительство Кругобайкальской
дороги, БАМ.);
- краеведческий материал по истории г.Улан-Удэ;
- лучшие архитектурные памятники г.Улан-Удэ; бурятская юрта; убранство
русской избы;
- национальная одежда бурят (традиционная и праздничная);
- знакомство с современной одеждой (модели Зои Дамбиевой);
- предметы в быту у бурят (что нового? что осталось?);
- использование костюмов на сцене (Бурятский драматический театр);
- герб города. Флаг Бурятии (символика);
- знакомство с печатными изданиями г. Улан-Удэ;
- работа Селенгинского ЦБКК.
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. 2 класс
Тема у рока
Национально-региональный компонент.
1. Разнообразие животного и растительного мира
1. Подобрать материал из газет и журналов об опасности, которая угрожает
природе нашего региона
2. Узнать, какие деревья растут в лесах Бурятии.
2. Луг. Растения и животные луга.
1. Узнать, какие лекарственные растения встречаются на территории Бурятии.
2. Подобрать рассказы, рисунки растений и животных, которых можно встретить
на лугах и полях Бурятии.
3. Узнать, какие зерновые растения выращивают на территории Бурятии.
З. Вода. Растения и животные водоема.
1. Подобрать материал об озере Байкал.
2. Узнать, какие крупные реки протекают на территории Бурятии.
4. Вода под землей. Минеральные источники. Гейзеры.
1. Подобрать материал о лечебных источниках, курортах Бурятии.
5. Полезные ископаемые и их свойства.
Их образование и использование человеком.
1. Узнать, какие полезные ископаемые есть на территории Бурятии, какие
крупные месторождения полезных ископаемых существуют на территории Бурятии.
2. Экскурсия в геологический музей.
6. Влияние деятельности человека на окружающую среду.
1. Из "Красной книги Бурятии" подобрать материал о животном
или растении, которое навсегда исчезло и которое находится под угрозой
исчезновения.
ВИКТОРИНА " БАЙКАЛ"
к теме "Вода. Растения и животные водоема"
1. Сколько лет Байкалу?
2. Какова его глубина, ширина и длина?
3. Почему Байкал называют морем?
4. Что означает слово "Байкал"?
5. Сколько рек и речек впадает в Байкал?
6. Какая река вытекает из Байкала? Знаешь ли легенду об этом?
7. Какой остров расположен на Байкале?
8. Найди по карте озера эвенкийские названия озер, рек, заливов, мысов.
ВКЛЮЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СОДЕРЖАНИЕ
ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
Закон Российской Федерации "Об образовании" предусматривает
структуру содержания образования на федеральном и региональном уровнях.
Федеральный уровень определяет обязательный минимум содержания образования,
его базовые компоненты для всего образовательного пространства России
и устанавливается государственным образовательным стандартом (ст. 2, 7,
9 Закона "Об образовании").
Национально-региональный компонент физического образования рассматривается
как система знаний и умений, которая позволяет включить в процессе изучения
отдельных разделов и тем курса физики в определенной логике необходимый
объем содержания по классам, разделам, темам.
К региональному компоненту содержания физики относится учебный материал,
раскрывающий особенности природы, хозяйства, культуры, социальной среды
с учетом специфики региона.
Цель введения национально-регионального компонента: повышение результативности
обучения и физической компетентности учащихся через овладение объемом
знаний и умений как базового, так и регионального уровней физического
образования.
Задача введения национально-регионального компонента: отражение специфики
и особенностей Республики Бурятия и Сибирского региона.
Требования к уровню подготовки:
Учащийся должен знать и уметь:
- понимать сущность метода научного познания;
- владеть основными понятиями национально-регионального компонента;
- приводить примеры применения законов, понятий физики национально-регионального
содержания образования;
( объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
- проводить наблюдения за погодой и представлять результаты в виде моделей
и отчетов;
( приводить примеры экологических проблем Республики Бурятия.
7 класс
Тема: Введение.
Физика - основа технических наук и современной научно-технической революции,
инструмент в познании и освоении окружающего мира. Вклад ученых Республики
Бурятия в развитие физической науки. Физика и техника. Хозяйственная деятельность
человека и ее влияние на окружающую среду; взаимосвязь природы и человеческого
общества.
Тема: Вещество.
Пять первооснов материального мира: дерево, огонь, земля, железо, вода
(по мировоззрению восточных мудрецов). Изучение распространения загрязняющих
веществ в водоемах (реки, озера) и атмосфере на основе законов диффузии.
Рассеяние загрязнителей в атмосфере после их выброса из труб вследствие
диффузии и ветра.
Тема: Движение и силы.
Творческое задание: Вычислить скорость течения воды в реках Уда и Селенга.
Тема: Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Единый мировой воздушный и водный океаны; ветры и течения, перенос загрязнений
воздушными и водными путями. Физика атмосферы, гидросферы, литосферы,
влияние антропогенного фактора на процессы в этих системах. Прогнозирование
изменений в окружающей среде с помощью математических моделей и ПЭВМ.
Физические методы наблюдения за параметрами окружающей среды. Физические
основы действия очистных сооружений, аппараты и методы переработки вторичного
сырья и отходов.
Плотность и давление воздуха на вершине "Мунку-Сардык" (3491
м). Прогнозирование погоды по местным народным приметам. Расчет давления
воды на дно озера Байкал (1625 м) напротив мыса "Горевой утес".
Экологические проблемы озера Байкал. Водный транспорт Республики Бурятия.
Творческое задание: пронаблюдать за изменением температуры воздуха за
месяц, сутки в городе Улан-Удэ; построить график изменения температуры.
Экскурсия на метеостанцию.
Тема. Работа. Энергия.
Связь прогресса человеческой цивилизации с энергопотреблением; использование
энергии рек, ветра и солнца как экологически чистых источников энергии.
Чистая душа. Жизнь человека (учение Будды).
8 класс
Тема. Тепловые явления.
Роль конвекции в процессах, происходящих в атмосфере и океане; самоочищение
атмосферы; нарушение конвекции в случае ядерной войны.
Ограниченность запасов органического топлива; загрязнение атмосферы продуктами
его сгорания; экологически чистый источник энергии - сгорание водорода
с образованием воды.
Совершенствование тепловых двигателей с целью охраны природы:
( переход от жидкого и твердого топлива на газообразное;
( замена на транспорте тепловых двигателей электрическими.
Вредные последствия работы ТЭЦ-1 и 2, Гусиноозерской ГРЭС.
Огонь, очаг - священен в доме бурят.
Тема. Электрические явления.
Влияние серебра, золота, меди на организм человека по восточной медицине.
Тема. Электромагнитные явления.
Исследование магнитосферы Земли учеными Бурятии.
9 класс
Тема. Кинематика. Динамика.
Научно-технический прогресс и законы динамики Ньютона. Отделение безвредных
для окружающей среды стоков от веществ, представляющих опасность для нее.
Осаждение загрязняющих жидкость частиц под действием силы тяжести.
Тема. Законы сохранения.
Использование ИСЗ для глобального изучения производственной деятельности
людей на природу нашей планеты (озеро Байкал), для удаления радиоактивных
отходов ядерной энергетики. Х Всемирный конгресс астронавтов, состоявшийся
в Республике Бурятия. Итоги. Решения.
10 класс
Тема. Влажность воздуха.
Физические методы наблюдения за параметрами окружающей среды. Физика
атмосферы. Прогнозирование изменений в окружающей среде с помощью математических
моделей и ЭВМ. Экологические проблемы загрязнения окружающей среды.
Тема. Основы термодинамики.
Энергосберегающие технологии. Проблемы устойчивого развития Байкальского
региона.
Тема. Электрический ток в различных средах.
Применение электролиза в промышленности (хромирование, меднение, никелирование)
на примере ЛВРЗ, завода "Теплоприбор". Электрический ток в вакууме.
Ионно-электронные установки. Применение электронно-лучевых технологий
(работы ученых БНЦ).
11 класс
Тема. Электромагнитные колебания.
Развитие электроэнергетики в Республике Бурятия. Энергосберегающие установки.
Экологические проблемы работы ТЭЦ-1,2, Гусиноозерской ГРЭС. Передача электрической
энергии и её использование. Линии электропередач Иркутск - Улан-Удэ, Улан-Удэ
- Гусиноозерск.
Тема. Электромагнитные волны.
Параметры распространения электромагнитных волн в атмосфере Бурятии (результаты
работы ученых БНЦ). Применение свойств электромагнитного излучения в медицине
Бурятии.
ВКЛЮЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
1. Число лет Джучи ( сына Чингисхана составляло 5/11 лет самого Чингисхана,
а число лет дочери ( 2/11 числа лет отца. Сколько лет было Чингисхану,
если Джучи и его сестре вместе было 28 лет?
2. В трех районах республики собрали на предстоящую зиму 1,2 тыс. тонн
сена. В Баргузинском и Хоринском районах собрали поровну, а в Закаменском
на 9 т. тонн больше, чем с лугов Баргузинского района. Сколько сена собрали
в каждом из районов?
3. На кондитерской фабрике "Амта" выпускают конфеты "Ласточка",
"Водопад ", "Маска". В 10 минут выпускается 150 конфет
"Маска", 200 конфет "Ласточка" и 140 "Водопад".
Какую часть из выпускаемых конфет составляют конфеты каждого сорта?
4. Улан-Удэнское ателье "Элегант" за месяц должно сшить 38
костюмов. В первую неделю было сшито 7 костюмов, во вторую ( 11 костюмов.
Какую часть всех костюмов осталось сшить?
5. Длина одной стороны парка "Орешково" составляет 3/11 его
периметра, длина другой 4/11 периметра, а сумма длин этих сторон равна
280 м. Найти периметр парка.
6. Расстояние между г. Улан-Удэ и районным центром Кижингой 170 км. Из
г. Улан-Удэ и Кижинги одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля
со скоростью 50 км/ч. и 35 км/ч. Через какое время автомобили встретятся?
7. Поверхность гостиницы "Бурятия" имеет форму параллелепипеда.
Определить, сколько граней, ребер, вершин имеет поверхность гостиницы.
Какое здание в г.Улан-Удэ имеет форму куба? Что такое куб? Из каких фигур
состоит поверхность куба?
8. Найти объем здания "Восточные ворота" с измерениями 9,5
м; 38 м; 23 м и выразить в кубических дециметрах.
9. Из 18 маралов, занесенных в "Красную книгу Бурятии" 5 были
самками, а остальные-самцы. Какую часть всех маралов составляли самки?
10. Со станции Горхон вышел поезд со скоростью 48 км/час. Через 2 часа
с той же станции в противоположном направлении вышел другой поезд Москва-Пекин,
и через 3 часа после его выхода расстояние между поездами стало 402 км.
Найти скорости поездов Улан-Удэ ( Горхон и Москва ( Пекин.
11. В зрительном зале кинотеатра "Прогресс" 18 рядов и в каждом
ряду 22 места. Сколько денег выручил "Прогресс" за 3 сеанса,
если цена билета на фильм "По велению вечного неба" (про Чингисхана)
60 руб.?
12. Старинные бурятские четки содержат бусинки и колечки. В этих четках
108 камушек бусинок или бусинок из сандалового дерева. Из них коралловых
бусинок в 8 раз меньше количества сандаловых, а серебряных колечек на
6 больше колечек из слоновой кости. Всех вместе 117 бусинок и колечек;
серебряных колечек на 2 меньше коралловых бусинок. Найти количество каждого
наименования.
13. Великий хан Гэсэр проскакал на своей гнедой кобылице 35 небесных
верст и 165 земных.
Определить, сколько % небесных верст из всего пройденного проскакал Гэсэр?
14. Луноликая Наран Гэрэл ткала прекраснейший ковер, используя все цвета
мира. Этот ковер должен был обладать чудодейственной силой. Он был разбит
на 100 равные красивейшие части. На рисунке закрашенная часть была соткана
из чистого изумруда.
Найти, величину всего ковра, если Наран Гэрэл 12 кв. м. соткала из изумруда?
15. Спускаясь с неба на вороном жеребце, Гэсэр проехал от восхода солнца
до захода 12 тысяч верст. Какое же расстояние он преодолеет, если будет
ехать 4 раза от восхода до заката, 1/4 времени света, 3/4 времени света?
16. Погружая священные камни на телегу с булатными колесами, великие
небожители увозили их на землю, на реки, озера и горы, эти камни в будущем
должны были превращаться в земные чудеса. На одну телегу погружали 6 куч
по 0,25 тонн каждый и на 3-х телегах по 4 груды по 0,44 т каждый святого
камня. Определить массу всего святого камня, опускаемого с небес на необжитую
землю?
17. В период существования Бурят-Монголии, привозили зерно из Центральной
Монголии. В одно из сел надо было перевезти 52 т. зерна. Зерно перевозили
в 5 телегах с прицепами. Сколько было сделано поездок, если в телегу входило
0,5 т зерна, в прицеп ( 0,3 т зерна?
18. Масса соболя Баргузинского заповедника вместе с его детенышем равна
7,2 кг. Какую массу имеет детеныш соболя, если он легче в 5 раз взрослого
соболя?
19. Сколько аров составляет поле села Баянгол Баргузинского района, если
оно равно 15 га? Сколько квадратных метров?
20. Скорость реки Селенга 2,2 км/час. Собственная скорость катера 15,3
км/час. Какой путь прошел катер, если по течению он шел 3 часа, а против
течения 4 часа?
21. Воины Чингисхана переправлялись через реку Волга. Людей, вооруженных
мечами было в три раза больше, чем воинов с луками, а с копьями на 5 больше,
чем с мечами. Сколько воинов переправлялись с мечами, луками, копьями,
если всех было 26 человек.
22. Храбрый и всемогущий Мунко-Саридак выйдя сразиться с чудовищем-змием
на середину своего Тункинского царства, громко сказал: "Иркут!"
Это означало - "Все ко мне!" С дальних и ближних гор малые и
большие реки и ручейки сразу же хлынули к ногам великана Мунко-Саридака.
А коварный змий пройдя вниз по самой крупной из рек150 км возвратился
обратно, затратив на весь путь 5 ч. 30 мин. Но Мунко-Саридак знал, что
скорость чудища равна 55 км в час в стоячей воде. И, чтобы догнать его,
могучий воин должен был узнать скорость течения реки.
Помогите храброму Мунко-Саридаку.
23. В начале лета, когда стоит ясная и солнечная погода, братья Баргул
и Ангар из рода Хонгодоров занимаются заготовкой рыбы на зиму. После холодной
зимы, сердитой и ветреной весны пришли они на свое летнее стойбище около
реки. Баргул был очень быстр и ловок, в роду он слыл лучшим рыбаком (
60 рыб заготавливал на 3 часа быстрее Ангара. Вместе же братья заготавливают
30 рыб за час.
Нужно узнать, за какое время Ангар, который более удачлив в охоте, нежели
в рыбалке, заготовит 90 рыб.
24. "Откуда вы летите, лебеди белые? Много ли вас? В каких
краях вы побывали? Какие царства вы видели? Поведайте мне обо всем",
( выглядывая из-за каменных круч, спросил Есугей.
"Много мы летали, много стран повидали, немало царств посмотрели.
А летим мы сейчас из дворцов белокаменных, от владыки богатств несметных
( седого Байкала. Пролетели мы ровно 400 км. Устали крылья наши от пути
длинного. За нами летит еще стая лебедей. Скорость их на 2 км в час меньше
нашей. А ты Есугей, попробуй узнать скорость, с какой мы летим".
|