Пишите:

bg-school@yandex.ru

 

Концептуальные позиции Образовательный процесс Воспитательная система Коммуникация
Нац-региональный компонент Образовательные технологии Мониторинговая карта Этноэкология
Здоровье Культура Наука  
 

Наука

BS00621A1.gif (3644 bytes)НОУ – объединение старшеклассников для совместной научно-исследовательской работы в определенной области знаний под руководством учителей и ученых.

В зависимости от предметов дополнительного образования, от условий и возможностей педагогического коллектива, определены следующие секции:

a6.GIF (42087 bytes)

f20.jpg
Дипломанты конференции 1998 года

Харбанова Л., выпускница 1997г. Награждена Золотой медалью, победитель Открытой Всероссийской научно-практической конференции (г. Обнинск, 1997г.).


Микроисследования по биологии

PE03258A.gif (3178 bytes)Научные знания представляют собою исторически обработанную и выкристаллизованную в системе знаков деятельность человека. Степень развитости этой системы с точки зрения ее обобщенности, сжатости, свернутости обратно пропорциональна уровню возможности непосредственного использования результатов человеческой деятельности в жизни. Содержащуюся в сжатых знаковых системах информацию надо декодировать. И этому необходимо учить. Данное умение включает в себя определенную систему звеньев, составляющую путь от знаковой формы знания, отражающей законы вещей, до практического использования этих законов при непосредственных действиях с вещами. И такой путь декодирования должен проходить обучающийся при приобретении соответствующего умения.

3TN00018A.gif (1390 bytes) Фактор, влияющий на качество образования, и влияние которого становится более эффективным по мере установления взаимосвязей с двумя выше рассмотренными факторами. Формулировка его заключается в общих и индивидуальных особенностях подготовки моделей учащихся в БШГ №29 и предполагает прогнозирование характеристических свойств личности на конечном этапе обучения. В основу такого прогнозирования положены результаты диагностической работы, содержанием которой являются особенности взаимодействия познающего субъекта с познаваемым объектом, приводящим к усвоению генетико-логической структуры знаний. Эти особенности отражают как общий характер усвоения генетико-логической структуры знаний в виде определенных общих закономерностей организации хода взаимодействия, так и индивидуальной, опирающейся на тот факт, что разный состав знаний, усвоенный разными учащимися не говорит о том, что умственные способности одного из них развиты больше, чем у другого. Ведь нельзя утверждать, что умственные способности любого посредственного современного студента-математика развиты больше, чем, например, у Пифагора, лишь на том основании, что объем знаний первого превосходит объем знаний второго.

Модель подготовки ученика-гимназиста ставит своей целью - обеспечение таких условий, при которых его развитие протекало бы самым эффективным способом.

Основным критерием эффективности модели является развитость ума, т.е. мышления. Мышление понимается как многогранное явление, как процесс особой формы взаимодействия материальных реальностей - субъекта и объекта. Естественно, что такой подход предлагает постановку проблем идеального, психического в их взаимоотношениях.

Ведь та или иная форма взаимодействия субъекта и объекта имеет в определенных условиях своим следствием образование информационной системы, представляющей собой некоторую мозговую модель.

Главной ее функцией является регуляция поведения человека с целью решения того или иного класса задач.

Функционирование системы понимается при определенных условиях. Любое действие определяется задачей, являющейся, по Берштейну Н.А., закодированной в мозгу отображением, моделью или образом будущего.

Наблюдая за изменяющейся действительностью, учитель должен корректировать модели, приспосабливать их к реальности. Пользуясь такими моделями, преподаватель в уме проектирует успешные методы воздействия на действительность. Это имеет большое значение для разработки системы подготовки учащихся, именно подготовки, а не формирования.

Основы данных понятий (подготовка, формирование), в какой-то мере нами противопоставляемые, представляют собой разные сущности. Подготовка предполагает определенные предварительные действия по выяснению того, к чему готовить, и затем раннего приготовления всего необходимого для осуществления конкретных действий человеком по приобретению им соответствующих внутренних качеств и свойств личности.

Формирование означает действия по приданию учащемуся какой-либо формы, т.е. выработку в нем определенных качеств, черт характера. Как видим, различия между данными понятиями начинаются с самого главного - с исходного пункта любой системы - системообразующего фактора. Если в системе подготовки ими являются самоопределение, самовыражение, т.е. самостоятельность, саморазвитие и самосовершенствование человека, то в системе формирования доминирующим являются извне заданные образцы, модели личности, в связи с чем процесс ее становления становится чрезмерно регулируемым со стороны. В первой системе человек рассматривается как субъект своих действий, во второй же он является объектом воздействия.

Построение системы подготовки гимназистов обуславливает, в первую очередь, постановку и решение проблемы, связанной с определением обобщенного имени ученика. Это имеет важное значение для того, чтобы процесс самоподготовки носил более целенаправленный характер, и обучающийся мог сам бы проектировать более эффективные методы по воздействию на этот процесс. На языке психологов можно сказать, что ученик строит образ будущего и в случае необходимости вносит определенные корректировки, совершенствует его.

В школе-гимназии №29 система подготовки гимназистов осуществляется с учетом построения учебных программ на основе следующих факторов:

1. Цели и задачи подготовки;

2. Состава социально-исторического опыта;

3. Генетико-логической структуры знаний;

4. Общих и индивидуальных психологических особенностей усвоения знаний;

5. Конкретных условий осуществления педагогического процесса.

Учет выше перечисленных факторов позволяет строить таким образом педагогический процесс, чтобы именно логика развертывания учебно-познавательной деятельности учащихся определяла логику развертывания учебного, а не программного материала. Это позволяет рассматривать ученика не иллюзорно, а по-настоящему, как субъекта в его деятельности. Именно он, ученик, управляет и регулирует свою деятельность, взаимодействует с реальной действительностью на основе наблюдения за изменяющимися обстоятельствами.

В этом процессе развиваются познавательные силы ребенка, учащиеся приобретают способность сознательного, творческого отношения не только к овладению и открытию знаний, но и к поиску эффективных методов саморазвития, они становятся интеллектуально инициативными, что является залогом духовного самосовершенствования.

Изложенные выше положения определяют следующие образы выпускников гимназии:

1. "Широкообразованный гуманитарий-исследователь", получающий образование с углубленной ориентацией на гуманитарные предметы (русский язык, бурятский язык, иностранные языки, русская литература, бурятская литература, литература народов мира, история и т.д.), обладающий развитым творческим потенциалом, способный к решению нестандартных задач, выдвигаемых теорией и практикой современного научно-технического процесса.

2. "Гуманитарий-краевед", приобретающий посредством гимназического курса систему гуманитарных знаний со специализацией в двух направлениях:

    • в области регионального краеведения (Байкальская региональная культура, история, литература, фольклор, эпос и т.д.);
    • в области городского краеведения (г. Улан-Удэ - уникальный центр исторических традиции, литературного наследия; архитектуры, живописи, музыки, театрального искусства, музейного дела бурятского, русского и других народов, проживающих в Республике Бурятия.

3. "Комбинированный вариант" подготовки, в процессе осуществления которого возможны формирование нескольких классов по каждой из перечисленных специфик подготовки учащихся.

Личностный подход как дифференциация учащихся в развитии общих и специальных способностей обеспечивает возможность выбора индивидуального развития личности. Средствами реализации этого принципа выступает диагностика интересов, склонностей, представления возможности искать себя не только в рамках обязательных дисциплин, но и дисциплин по выбору, работы по индивидуальным планам обучения, создания условии для разнотемпового обучения по разным предметам.

Таким образом, в школе-гимназии образовательный процесс ведется по следующим направлениям:

1. Стремление к системности гуманитарных знаний, основывающихся на цельном восприятии процесса развития мировой культуры;

2. Становление ученика как носителя гуманистических ценностей и как будущего участника развития общества;

3. Развитие у школьника глубоких теоретических знаний и творческих способностей;

4. Создание семиотического образовательного пространства.

Реализация данных направлений осуществляется посредством:

    • формирования гуманитарного типа мышления;
    • формирования семиотического типа мышления;
    • развития познавательных способностей и формирования исследовательских навыков учащихся на основе проектирования и реализации семиотической учебной деятельности;
    • приобщения учащихся к национальной культуре как части мировой культуры;
    • формирования личности, ориентированной на духовные ценности.

Педагогический процесс необходимо организовать так, чтобы можно было соединить познание, труд, творчество. Поэтому в гимназии предстоит создать такую педагогическую систему, в которой ведущими были бы принципы развивающего обучения. Этому будут содействовать связи гимназии с научными, учебными, культурными учреждениями города и республики.

Такая направленность определяет необходимость учета следующих факторов при организации учебно-воспитательного процесса:

1. Раннее выявление и развитие детей, имеющих склонность к творческой и исследовательской деятельности на основе широкого спектра знаний. В связи с этим необходимо определить содержание цикла предметов и разработать такие подходы к их освоению, которые бы обеспечивали учащимся свободное ориентирование в знаниях и развитие нестандартного мышления.

2. Образовательный процесс наряду с гуманитарным циклом, развивающим у школьников формирование направленности на ценностное отношение к человеку, умение строить отношения с людьми на основе гуманитарных знаний, основ психологии, этики, культурных традиций, свободного владения языками, должен обеспечивать представление учащимися проблем научно-технического прогресса.

3. Освоение достаточного объема знаний, длительный интенсивный труд предполагают обеспечение условий для формирования у школьников устойчивой потребности в здоровом образе жизни, осознание необходимости нормальной общей социальной атмосферы в школе. Решение данной задачи требует нового подхода к организации жизнедеятельности гимназистов.

Структура, содержание образовательной технологии разрабатываются исходя из следующих принципов:

1. Принцип целостности образовательного процесса, предполагающий единство обучения, воспитания и развития в интересах личности, общества, государства.

2. Принцип гуманизации, предполагающий утверждение ценностей общекультурного человеческого достояния, внимание к историческим ценностям и вкладу в развитие науки, культуры и искусства.

3. Принцип культуросообразности и национального своеобразия образовательного процесса требует учета национальных традиций бурятского народа, его культуры, национально-этнической обрядности при построении учебно-воспитательного процесса, а также приобщения учащихся к достижениям мировой культуры.

4. Принцип социализации предполагает адаптирование личности к изменяющейся социально-культурной среде.

5. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает выявление и учет у школьников склонностей, способностей, интересов в различных направлениях.

Исходя из вышеобозначенных оснований педагогический процесс БШГ №29 реализует следующие образовательные цели:

    • фундаментализация, гуманитаризация, регионализация образования для учащихся с повышенной мотивацией к обучению, склонных к исследовательской, творческой деятельности;
    • организация целостного процесса в целях становления человека как такового с определенными личными качествами и качествами человека национальной культуры, вписанной в диалоговое поле культур;
    • становление и развитие личности выпускника гимназии:
    • гуманной;
    • духовной;
    • свободной;
    • с национальным самосознанием;
    • межкультурнокомпетентной;
    • творческой;
    • практической.
    • развитие творческих способностей и индивидуально-личностных возможностей гимназистов для гармонической социализации человека внутри существующей поликультурной и этнокультурной среды;
    • культурологизация образовательного процесса в целях формирования:
    • человека культуры;
    • культурного человека.
    • создание языковой среды, направленной на формирование языка отдельного человека, пользующего языком своего народа как показателя его личных качеств и языком народа как показатель его культуры. “От родного порога в мир общечеловеческой культуры” Б.М. Неменский.
 

 


Hosted by uCoz