|
|
|
Программа курса
“Основы лингвосемиотики”.
Объяснительная
записка
Целью программы “Основы лингвосемиотики” как учебной
прикладной дисциплины является формирование семиотического мышления, которое
предполагает осознание знаковой сущности бытия в живой и неживой природе.
В процессе формирования семиотического мышления развивается
способность учащихся устанавливать связи между явлениями на стыке разных
дисциплин, выявлении причинно-следственных связей внутри изучаемого предмета.
Знак как носитель неразрывного единства двух начал фиксирует
в сознании человека (школьника) философские категории: абстрактное/конкретное,
объективное/субъективное, идеальное/материальное, которые и являются необходимыми
для мышления в целом. С этой точки зрения абстрактное и семиотическое
мышление соприкасаются, образуя универсальные условия для постижения семиотической
сущности бытия как философского термина. Универсальность такого мышления
очевидна.
Программа состоит из двух разделов: введения и основной
части. Во введении определены базовые понятия, носящие пропедевтический
характер, целью которого является ознакомление с общими вопросами языкознания
и основами семиотической науки. В основной части заложена та же форма,
что и во введении, но содержание, имея основу пропедевтического курса,
углубляется и обновляется.
Приемы, методы, формы работы определяются указанными
выше задачами курса и его содержанием. Усиливаются межпредметные связи.
Требования к уровню знаний и умений, специфичных для данного курса, отражены
в дополнительном разделе программы.
I.
Введение.
№
|
Темы
|
кол.
час.
|
Основные
понятия
|
Основные
умения
|
формы орг.
учеб. д-ти
|
Методы
|
Интеграт. связи
|
Использован-ная
литература
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1 |
Что
такое
язык?
|
1 |
теория
происхождения языка: божест-венная, эволю-ционная |
Придержи-ваться
своей точки зрения о происхожде-нии языка; |
Фронталь-ная |
Беседа |
религия
(Евангелие от Иоанна), биология (вторая сигнальная система И.Павлова,
эволюционная теория
Ч. Дарвина)
|
Е.Н.
Панов
Знаки. Символы.
Языки. М.,1983.
|
1 |
понятие,
значение “язык”
(эвол. понятие).
|
работать
над словарями разных типов;
сопоставлять значения, анализировать, строить высказывания-рассуждения
|
групповая;
фронталь-ная
|
Поиско-вый,
беседа, слово учителя |
А.С.
Пушкин
“Памятник”
|
С.Н.
Ожегов
Толковый словарь русского языка
А. Евгеньева
В. Даль в 4-х т.
Словарь великорусского языка
|
II. Основной
курс
№
|
Тема
|
Основные понятия
|
Основные умения
|
Формы орг.
учебн. д-ти
|
Методы
|
Интеграт.
связи
|
Использован-ная
литература
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
2.
|
Что
такое язык?
|
- модель
- система
- элементы
- отношения
|
“видеть”
в др. науках (в свете) обозначенных понятий. |
фронтальная
групповая (каждой группе - “свою” науку.) |
беседа,поиск,
анализ,метод сопостав-ления; |
физика,
математика, шахматы. |
В.
Кодухов “Введение в языкознание”, Словари. |
-модель
языка
-система языка
-элементы (единицы) языка
-отношение единиц в языке: синтагматика, парадигматика
|
моделировать
свое представление о языке; выстроить, упорядочить единицы языка. |
индивидуальная
(каждый выступает в роли конструктора – инженера) |
метод
конструктивного анализа |
|
В.
Кодухов “Введение в языкознание”
Ф. де Соссюр “Курс общей лингвистики”.
|
3 |
Язык-
уни -вер- саль -ная знако- вая систе -ма |
Слово
и знак |
“видеть”
за словом определённое понятие, интерпретиро -вать слово
как знак языка. |
Индивиду-
альная |
Метод
анализа |
Слово
и знак в языке. Слово и знак в физике, математикеке, шахматах. |
М.
Фуко
“Археология гуманитарных наук”
Спб; 1994
|
Предложение
и знак |
сочетать
слова данного языка в словосочета -ниях и предложениях (синтагматика) |
Индивиду-
альная |
Метод
анализа, Частично- поисковый. |
логика
(предложение, суждение, умозаключе -ние). |
Высказывание |
I.
Введение.
№
|
Темы
|
Кол.
час.
|
Основные
понятия
|
Основные
Умения
|
Формы орг.
учеб. д-ти
|
Методы
|
Интеграт. связи
|
Использованная
литература
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
2 |
Что
такое
знак?
|
|
Пиктография,
идеография.
|
|
Фронталь-ная |
Беседа |
история,
этнография
культурология.
|
Е.Н.Панов
Знаки.Символы.
Языки. М.,1983.
|
|
Знаки
неязыковые.
Знаки языковые
|
Отличать
знаки от незнаков |
групповая |
поисковый,
беседа, слово учителя |
психология
(жесты, мимика). |
|
|
3
типа знаков:
- знаки-признаки;
- знаки иконические
- знаки-символы.
|
-
неязыко-
вые знаки.
-умения определять знаки по типам.
|
групповая,
индиви-дуальная
|
поисковый,
слово учителя
|
изобразительное
искусство, музыка. |
- Е.Н. Панов
(см. выше)
2) Филол. науки
1997, №2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Что
такое знак? |
|
-язык
– универсальная форма знаковой системы (высказывания ученых) |
“работать”
с высказываниями ученых- лингвистов
|
групповая
(каждой группе “свое” высказывание) |
метод
анализа |
|
Ф.
де Соссюр |
|
-
свойства знака;
-признаки;
-план выражения;
-план содержания;
-семантика;
-синтактика;
-прагматика;
-типы знаков;
-словесные (яз.) знаки.
|
отличать
знак от незнака ;
“видеть” воедино доступную единицу;
отличать план выражение и план содержание;
строить высказывания
давать определение понятиям.
|
групповая
(на отличие знаков от незнаков)
фронталь-ная;
индивиду-альная
(строить высказывания, давать опр-я).
|
-слово
учителя;
-частично-поисковый
|
|
Ф.
де Соссюр, “Филол. науки”
1997, №2
ПС “ Русский язык” 1999, октябрь
Е.Н. Панов “Знаки. Символы. Языки”.
|
|
|
|
-
язык и речь |
“видеть” взаимосвязи данных понятий;
отличать их;
порождение речи
|
Фронталь-ная |
Беседа |
психология,
психолингвистика
|
1)
Е.Н. Панов
(см. выше)
2) Филол. науки
1997, №2
|
|
высказывания
разных ученых о сущности языка
Ф. де Соссюр
Б. де Рассел
|
Интерпретиро-вать
высказывания ученых |
групповая
(у каждой группы “свое” высказывание)
|
|
философия
(англ. Философ Б. Рассел)
|
|
Основные понятия:
- язык - “система систем” (Ф. де Соссюр);
- язык и речь;
- знаки языковые (неязыковые);
- свойства знака (двусторонность, произвольность);
- типы знаков (знаки-признаки, иконические знаки, знаки-символы);
- естественные (искусственные языки);
- сущность, функции языка;
- гипотетическая модель языка;
- система языка;
- единицы языка (морфема, слово, предложение);
- синтагматика;
- парадигматика;
- семантика;
- синтактика;
- прагматика;
- метаязык;
- план выражения;
- план содержания;
- признаки знаков: сем античность, перевоплощенность, продуктивность,
уклончивость и т.д. (по Хопкену);
- актуальное членение предложения;
- текст.
Основные умения:
- работать со словарями разных типов;
- интерпретировать, анализировать высказывания учёных;
- устанавливать связи между науками;
- отличать знаки от незнаков (по дифференциальным признакам);
- “видеть”, устанавливать законы сочетания слов в рус. языке;
- моделировать;
- систематизировать;
- строить высказывания;
- строить тексты на разных метаязыках;
- использовать полученные знания и ум. по данному курсу и др. наукам;
- абстрагировать.
|
|
|
|
|
|
|
|
|