Пишите:

bg-school@yandex.ru

 

Наши подходы Программы Коммуникация Диагностика  

Программа курса “Основы лингвосемиотики”.

Объяснительная записка

Целью программы “Основы лингвосемиотики” как учебной прикладной дисциплины является формирование семиотического мышления, которое предполагает осознание знаковой сущности бытия в живой и неживой природе.

В процессе формирования семиотического мышления развивается способность учащихся устанавливать связи между явлениями на стыке разных дисциплин, выявлении причинно-следственных связей внутри изучаемого предмета.

Знак как носитель неразрывного единства двух начал фиксирует в сознании человека (школьника) философские категории: абстрактное/конкретное, объективное/субъективное, идеальное/материальное, которые и являются необходимыми для мышления в целом. С этой точки зрения абстрактное и семиотическое мышление соприкасаются, образуя универсальные условия для постижения семиотической сущности бытия как философского термина. Универсальность такого мышления очевидна.

Программа состоит из двух разделов: введения и основной части. Во введении определены базовые понятия, носящие пропедевтический характер, целью которого является ознакомление с общими вопросами языкознания и основами семиотической науки. В основной части заложена та же форма, что и во введении, но содержание, имея основу пропедевтического курса, углубляется и обновляется.

Приемы, методы, формы работы определяются указанными выше задачами курса и его содержанием. Усиливаются межпредметные связи. Требования к уровню знаний и умений, специфичных для данного курса, отражены в дополнительном разделе программы.

I. Введение.

Темы

кол.

час.

Основные

понятия

Основные

умения

формы орг.

учеб. д-ти

Методы

Интеграт. связи

Использован-ная

литература

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1 Что

такое

язык?

1 теория происхождения языка: божест-венная, эволю-ционная Придержи-ваться своей точки зрения о происхожде-нии языка; Фронталь-ная Беседа религия (Евангелие от Иоанна), биология (вторая сигнальная система И.Павлова, эволюционная теория

Ч. Дарвина)

Е.Н. Панов

Знаки. Символы.

Языки. М.,1983.

1 понятие, значение “язык”

(эвол. понятие).

работать над словарями разных типов;

сопоставлять значения, анализировать, строить высказывания-рассуждения

групповая;

фронталь-ная

Поиско-вый, беседа, слово учителя А.С. Пушкин

“Памятник”

С.Н. Ожегов

Толковый словарь русского языка

А. Евгеньева

В. Даль в 4-х т.

Словарь великорусского языка

  II. Основной курс

Тема

Основные понятия

Основные умения

Формы орг.

учебн. д-ти

Методы

Интеграт.

связи

Использован-ная

литература

1

2

3

4

5

6

7

8

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое язык?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • модель
  • система
  • элементы
  • отношения
“видеть” в др. науках (в свете) обозначенных понятий. фронтальная групповая (каждой группе - “свою” науку.) беседа,поиск, анализ,метод сопостав-ления; физика, математика, шахматы. В. Кодухов “Введение в языкознание”, Словари.
-модель языка

-система языка

-элементы (единицы) языка

-отношение единиц в языке: синтагматика, парадигматика

моделировать свое представление о языке; выстроить, упорядочить единицы языка. индивидуальная (каждый выступает в роли конструктора – инженера) метод конструктивного анализа В. Кодухов “Введение в языкознание”

Ф. де Соссюр “Курс общей лингвистики”.

3 Язык- уни -вер- саль -ная знако- вая систе -ма Слово и знак “видеть” за   словом определённое понятие, интерпретиро -вать слово       как знак языка. Индивиду- альная Метод анализа Слово и знак в языке. Слово и знак в физике, математикеке, шахматах. М. Фуко

“Археология гуманитарных наук”

Спб; 1994

Предложение и знак сочетать слова данного языка в словосочета -ниях  и предложениях (синтагматика) Индивиду- альная Метод анализа, Частично- поисковый. логика (предложение, суждение, умозаключе -ние). Высказывание

I. Введение.

Темы

Кол.

час.

Основные

понятия

Основные

Умения

Формы орг.

учеб. д-ти

Методы

Интеграт. связи

Использованная

литература

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2 Что такое

знак?

Пиктография,

идеография.

Фронталь-ная Беседа история, этнография

культурология.

Е.Н.Панов

Знаки.Символы.

Языки. М.,1983.

Знаки неязыковые.

Знаки языковые

Отличать знаки от незнаков групповая поисковый, беседа, слово учителя психология (жесты, мимика).
3 типа знаков:

- знаки-признаки;

- знаки иконические

- знаки-символы.

- неязыко-

вые знаки.

-умения определять знаки по типам.

групповая,

индиви-дуальная

поисковый,

слово учителя

изобразительное искусство, музыка.
  1. Е.Н. Панов

(см. выше)

2) Филол. науки

1997, №2

2. Что такое знак? -язык – универсальная форма знаковой системы (высказывания ученых) “работать”

с высказываниями ученых- лингвистов

групповая (каждой группе “свое” высказывание) метод анализа Ф. де Соссюр
- свойства знака;

-признаки;

-план выражения;

-план содержания;

-семантика;

-синтактика;

-прагматика;

-типы знаков;

-словесные (яз.) знаки.

отличать знак от незнака ;

“видеть” воедино доступную единицу;

отличать план выражение и план содержание;

строить высказывания

давать определение понятиям.

групповая (на отличие знаков от незнаков)

фронталь-ная;

индивиду-альная

(строить высказывания, давать опр-я).

-слово учителя;

-частично-поисковый

Ф. де Соссюр, “Филол. науки”

1997, №2

ПС “ Русский язык” 1999, октябрь

Е.Н. Панов “Знаки. Символы. Языки”.

- язык и речь видеть” взаимосвязи данных понятий;

отличать их;

порождение речи

Фронталь-ная Беседа психология,

психолингвистика

1) Е.Н. Панов

(см. выше)

2) Филол. науки

1997, №2

высказывания разных ученых о сущности языка

Ф. де Соссюр

Б. де Рассел

 

Интерпретиро-вать высказывания ученых групповая

(у каждой группы “свое” высказывание)

философия

(англ. Философ Б. Рассел)

 

Основные понятия:

  • язык - “система систем” (Ф. де Соссюр);
  • язык и речь;
  • знаки языковые (неязыковые);
  • свойства знака (двусторонность, произвольность);
  • типы знаков (знаки-признаки, иконические знаки, знаки-символы);
  • естественные (искусственные языки);
  • сущность, функции языка;
  • гипотетическая модель языка;
  • система языка;
  • единицы языка (морфема, слово, предложение);
  • синтагматика;
  • парадигматика;
  • семантика;
  • синтактика;
  • прагматика;
  • метаязык;
  • план выражения;
  • план содержания;
  • признаки знаков: сем античность, перевоплощенность, продуктивность, уклончивость и т.д. (по Хопкену);
  • актуальное членение предложения;
  • текст.

Основные умения:

  • работать со словарями разных типов;
  • интерпретировать, анализировать высказывания учёных;
  • устанавливать связи между науками;
  • отличать знаки от незнаков (по дифференциальным признакам);
  • “видеть”, устанавливать законы сочетания слов в рус. языке;
  • моделировать;
  • систематизировать;
  • строить высказывания;
  • строить тексты на разных метаязыках;
  • использовать полученные знания и ум. по данному курсу и др. наукам;
  • абстрагировать.


 


Hosted by uCoz