Пишите:

bg-school@yandex.ru

 

Программа ЦППК Технологии Курсы Мониторинг  

Специализация "Организатор семиотического пространства".

Функциональное применение семиологии как общей теории знаков в школьной практике помогает нам в изучении способов коммуникации между людьми посредством знака или языка, понимаемого достаточно широко.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЦЕНТРА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ “ОРГАНИЗАТОР СЕМИОТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА”

Проблема

Научные знания представляют собою исторически обработанную и выкристаллизованную в системе знаков деятельность человека. Степень развитости этой системы с точки зрения ее обобщенности, сжатости, свернутости обратно пропорционален уровню возможности непосредственного использования результатов человеческой деятельности в жизни. Содержащуюся в сжатых знаковых системах информацию надо декодировать. И этому необходимо учить. Данное умение включает в себя определенную систему звеньев, составляющую путь от знаковой формы знания, отражающей законы вещей, до практического использования этих законов при непосредственных действиях с текстами культуры. И такой путь декодирования должен проходить слушатель при приобретении представлений об образовательной деятельности организации семиотического пространства.

Цель: создание условий для самоорганизации обучающимся (учителем, руководителем школ, слушателем) собственной деятельности на семиотической основе.

Цели реализуются поэтапно:

I этап – создание условий для самопознания языковой базы – понятийно- категориальной организации мыследеятельности.

Способ – диффузное проникновение в разные семиотические пространства (культуры).

Форма – экскурс.

II этапсоздание условий для определения направлений поиска семиотического смысла.

Способ – общение (мыслекоммуникация).

Форма – дискурс.

III этапсоздание условий для осознания семиотического смысла.

Способ – полилог.

Форма – “мозговой штурм”.

IV этапсоздание индивидуальной траектории семиотического движения.

Способ – монолог, концепт.

Форма – рефлексия.

Семиотические условия для выбора обучающимся образовательной системы в Центре

Для выстраивания совместно с обучающимся ту или иную образовательную систему Центр предлагает следующую технологию.

В качестве предметности деятельности предлагаются следующие модули:

А – информационный банк данных,

Б – процесс организации семиотического пространства,

В – ассоциации, сообщества,

Г – консалтинг,

Д – проект,

Е – экспертиза.

Модуль А – информационный банк данных.

Вид деятельности обучающегося – нормотворчество.

Формы и средства:

  • выставки, нормативно-правовые документы,
  • библиотеки,
  • интернет (мультимедиа средства)
  • публикации и т.д.

Модуль Б – процесс организации семиотического пространства.

Вид деятельности обучения – наблюдение (мониторинг).

Формы и средства:

  • уроки – дискурс, экскурс;
  • внеурочные – лаборатории, денотат, проектные группы.

Модуль В – ассоциации, сообщества

Вид деятельности – понятийно-категориальное осмысление способов организации семиотического пространства.

Формы и средства:

  • общение с педагогами, учащимися, родителями, социумом.

Модуль Г – консалтинг.

Вид деятельности – консультирование.

Формы и средства:

  • консалтинговая служба.

Модуль Д – проект.

Вид деятельности – проектирование.

Формы и средства:

  • совместная деятельность с проектными группами.

Модуль Е – экспертиза.

Вид деятельности – экспертирование, анализ.

Формы и средства

  • защита.

Семиотическое движение обучающегося представляет собой переход от одного модуля к другому.

Траектории такого движения могут быть вариативны в зависимости от следующих факторов: процесс, педагогический уровень обучающегося, его теоретический уровень, психологические особенности, этические ценности и т.д. Так, например, от модуля двигается по траектории:

А ® Г ® В ® Б ® Г ® Д.

Заметим, что траектория включает в себя повторное движение в модулях.

wpeB.jpg (33476 bytes) wpe6.jpg (41797 bytes)

 

Учебный план семиотических курсов

А. Информационный банк данных (2ч –...)

Цель: визуальное ознакомление с семиотическим подходом к нормотворчеству

Поля:

  • Путеводитель-публикация
  • Программы.
  • УМК.
  • НМР.
  • Мониторинг.
  • Диагностика.
  • Сайт.

.............................................................................................

Ожидаемые результаты

  • сбор информации, ее интериоризация
  • переход к другому модулю
Б. Процесс организации семиотического пространства (6ч – ...)

Цель: погружение в семиотическую среду, поиск смысла.

Поля:

  • Конференции
  • Консилиум
  • Совет при директоре
  • Семинары
  • Заседание кафедр
  • Лаборатории
  • Уроки
  • Родительское собрание и т.д.

.............................................................................................

Ожидаемые результаты

  • появление смысла
  • переход в другой модуль
В. Ассоциации и сообщества (6ч – ...)

Цель: понятийно-категориальное осмысление способов организации семиотического пространства, ассоциации, сообщества.

Поля:

  • Научно-исследовательская ассоциация.
  • Проектные сообщества.
  • Ассоциация “Найдал”.
  • Художественная ассоциация.
  • Спортивная ассоциация и т.д.

....................................................................................

Ожидаемые результаты

  • выявление и овладение способами организации семиотического пространства
  • переход в другой модуль
Г. Консалтинг. (3ч – ...)

Цель: консультирование по семиотическим проблемам.

  • Поля:
  • Все поля.

.............................................................................................

Ожидаемые результаты:

  • информация,
  • саморефлексия,
  • переход в другой модуль.
Д. Проект. (6ч – ...).

Цель: осмысление способов семиотического проектирования.

Поля:

  • Знаки и символы.
  • Метафора.
  • Проект.
  • Имя.
  • Языки и их общая картина и т.д.
  • Профессионал.
  • Событие.

.............................................................................................

Ожидаемые результаты

  • саморефлексия,
  • переход в другой модуль.
Е. Экспертиза. (8ч – ...).

Цель: определение новизны в семиотической деятельности.

Поля:

  • Экскурс.
  • Дискурс.
  • Контекст.
  • Ассоциация.
  • Диалог.
  • Противоречия.
  • Парадокс.
  • Символ-творчество.
  • Концепт.
  • Донатат

........................................................................................

Ожидаемые результаты

  • сертификат организатора семиотического пространства,
  • переход в другой модуль.

Семиотическое кадровое обеспечение курсов

А. Информационный банк данных Б. Процесс организации семиотического пространства В. Ассоциации и сообщества
Сультимова Ж.Б.

 

Семенова М.В.

Шарланова А.Д.

Гомбоева Л.М.

Дабаева А.Ю.

 

 

Будаева Л. 11а

 

Алексеева И. 10а

Пимштейн М. 8а

и др.

Поля –
  • Путеводитель
  • Интернет-сайт
  • Научно-исследовательская работа
  • Учебный план. УМК
  • Мониторинг СОП
  • Архитектоника воспитания человека у Байкала
  • Исследовательская деятельность уч-ся.
  • Научные публикации уч-ся
 

Буянтуева С.Д.

 

Вестеровская А.В.

 

 

Цыденова Т.А.

 

Ванданова Е.М.

 

Аюшиева А.Б.

 

Цырендоржиева Д.Б.

 

Бадмаева Т.С.

 

Петинова Н.И. и др.

 

 

Гомбоева Л.М.

 

Баяртуева Д.Д.

Поля –
  • Семиосфера постановки проблемы
  • Экскурс в метаязыки в системе РО
  • Урок-исследование объекта
  • Конструирование и формирование понятия
  • Целеполагание на уроке истории
  • Семиотическое поле “Древо счастья”
  • Спецкурс “Сравнительная лингвосемиотика”
  • Семиотический подход к преподаванию математики
  • Естественнонаучная картина мира
  • Семиотический подход к фонетике английского языка
Жигжитова И.Н.

 

 

Шобоева Т.А.

Гармаева Б.Г.

Цыденова Т.А.

Цыренова С.Ц.

Рыгзенова С.Б.

Балданова

Старцуева Ж.Ц.

Сультимова Ж.Б.

Семенова М.В. и др.

 

Аюшиева А.Б.

 

Шарланова А.Д.

 

Вестеровская А.В.

 

Семенова М.В.

Борголов А. 10а

 

Поля –
  • Эксперимент как семиотическая деятельность
  • Интегрированный урок “Стихии мира в знаковой системе”

 

 

 

  • Образовательная ассоциация “НАЙДАЛ”
  • Человек есть мера всех вещей существующих
  • Семиотический этюд “Мгновения”
  • Семиосфера ассоциативной деятельности
  • Научное общество “Бэлиг”.

 

Г. Консалтинг Д. Проект Е. Экспертиза
Сультимова Ж.Б.

Семенова М.В.

Шарланова А.Д.

 

Гомбоева Л.М.

Дабаева А.Ю.

Поля –
  • Все поля
  • Все поля
  • Учебный план УМК
  • Мониторинг СОП
  • Архитектоника воспитания человека у Байкала
Ильин В.И. – организатор-проектировщик

Шобоева С.С. – проектировщик

 

Бадмаева Т.С.

 

 

 

Шарланова А.Д.

 

 

Раднаева Н.Ю.

Гынинова А.Б.

 

Семенова М.В.

 

 

 

 

Дабаева А.Ю.

 

Гармаева Б.Г.

Поля –
  • Проект-урок

Язык:

  • Дискурс как выражение культуры народа

Языки:

  • Урок конструирования семиотического понятия
  • Дискурс “Артефакты реальности”
  • Семиотическое поле математики
  • Спецкурс “Региональная экология”
  • Спецкурс “Проектная деятельность как способ организации СОП”
  • Спецкурс “Концепт художественного текста”
  • Спецкурс “Культура и быт бурят в знаках и символах”
Сультимова Ж.Б.

Ильина Т.Ф.

Гыргенова В.Е.

Кожина М. 9а –

проектировщик

Дарибазарон А. 9а

Бадмаева М. 9а

И др.

 

 

Поля –
  • Все поля
  • Все поля

 

  • Диалог

Учебная программа курса

“Модель гимназического образования на основе семиотического подхода”

Количество часов: 54 часа + …ч. в индивидуальном плане.

Проблема Ожидаемые теоретические результаты Ожидаемые практические результаты
Создание семиотического образовательного пространства Методологическое обоснование семиотической модели обучения Новая модель гимназического образования на семиотической основе

 

Исследование (2 ч.-…)
  • Изучение теоретических основ семиотики
  • Проведение семинаров-практикумов.
Проектирование (8 ч.-…)
  • Разработка теоретических основ базовых понятий семиотики
  • Разработка диагностических средств ( анкеты на знание базовых понятий)
  • Разработка структурно-функциональной модели управления
  • Разработка экспериментальных программ (основы семиотики, сравнительная лингвосемиотика, биосемиотика, теория познания, проектная деятельность, литературный импрессинг и т.д.)
  • Разработка программы перевода образования на семиотическую основу
  • Разработка мониторинга образовательного процесса
Экспериментальная апробация (6 ч. -..)
  • Апробация курсов
  • Апробация методики использования диагностических средств
  • Педагогический совет “Модель гимназического образования на семиотической основе”

Методический совет “Обсуждение базовых понятий деятельности”

Внедрение (2 ч. - …) Повышение квалификации учителей путем развития рефлексии и вовлечения их в проектирование собственной профессиональной успешности
 
Исследование (2 ч. - …)
  1. Свойства знаков
  2. Проблемы семиотического развития. Свойства семиотического мышления.
  3. Изучение технологических приемов эффективного использования знаковых систем в обучении
  4. Логико-смысловые модели обучения.
Проектирование (8 ч. - …)
  • Разработка метаязыков в различных областях знания с единых языковых позиций
  • Разработка теоретических основ базовых понятий метаязыков
  • Разработка логико-смысловых моделей обучения
  • Разработка структурно-технологических карт знаний
Экспериментальная апробация (6 ч. - .)
  • Апробация метаязыков
  • Апробация теоретических основ базовых понятий метаязыков
  • Апробация логико-смысловых моделей обучения
  • Апробация мониторинговых процедур отслеживания специальных курсов
  • Апробация структурно-технологических карт занятий
Внедрение (2 ч. - …)
  • Использование основных свойств семиотического мышления (рефлексия, интенциональность, обратимость, кодирование, декодирование)
  • Включение технологических карт, логико-смысловых моделей обучения
 
Исследование (2 ч. - …)
  • Проведение квалиметрических процедур-мониторинга языковой среды
  • Квалиметрические исследования профессиональной успешности учителей
Проектирование (8 ч.-…)
  • Разработка технологической матрицы мониторинга языковой среды
  • Разработка программно-методического комплекса фундаментального образования
Экспериментальная апробация (6 ч. -..)
  • Апробация технологических матриц мониторинга образовательной среды
  • Апробация ПМК
Внедрение (2 ч. -…)
  • Использование логико-смысловых моделей в языковой среде

Организаторы курса: директор Ж. Б. Сультимова, зам. директора по научно-методической работе М. Б. Семенова, заслуженные учителя республики Бурятии.

Учебная программа курса

“Перевод образовательного процесса на семиотическую основу”

Количество часов: 68 часов + …ч. в индивидуальном плане.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Поиск путей обновления содержания образования, адекватных социокультурной ситуации, привел коллектив Бурятской школы-гимназии к проблеме организации единого “языкового” пространства, в рамках которой с помощью семиотического моделирования можно декодировать тексты учебных предметов. Создание семиотического пространства строится на принципах герменевтики и дидактической эвристики, отличительной задачей которых являются создание нового образовательного продукта: идеи, вопроса, дефиниции, текста через моделирование и декодирование.

Семиотическая деятельность является метапредметной и способствует достижению результатов, выходящих за рамки изучаемого предмета, позволяет ученику и учителю более полно реализовать свои образовательные возможности, также помогает вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, её смысл, типы, способы, проблемы и пути их решения.

Специфику гимназии представляет учебный план школы, который составлен с учетом разрешения основной проблемы как федеральной экспериментальной площадки.

Включение модулей по семиотике, соответствующих образовательным областям, позволяет формировать семиотическое мышление, предполагающее осознание знаковой сущности бытия в живой и неживой природе.

I ступень.

В содержание вариатива школы первой ступени введены спецкурсы: “Знаки вокруг нас”, “Многомирие в реалии”, “Психосемиотика познавательной деятельности”, “Психосемиотика в общении”.

Спецкурс “Знаки вокруг нас” предусматривает пропедевтическую подготовку учащихся к восприятию явлений с единых знаковых позиций. “Многомирие в реалии” предназначен для формирования единой картины мира.

“Психосемиотика познавательной деятельности” способствует осознанию ребенком сущности знакового моделирования как отображения объектов материального мира.

“Психосемиотика общения” помогает развитию у учащихся дипломатических отношений в коммуникативном процессе.

Семиотическое развитие ребенка является одной из составляющих интеллектуального развития.

II - III ступени.

Содержание образования на второй и третьей ступени сохраняет перманентность формирования семиотического мышления, которое предполагает, что человек на знакомые ему предметы и явления начинает смотреть с особых семиотических позиций, дающих возможность ему на знаковой основе связать воедино понятия и положения различных наук, различных учебных дисциплин: языкознания, математики, биологии, химии, физики, экологии и др. Кроме того, семиотическое мышление создает условия и способствует формированию системного мышления. Последовательное постижение семиотических понятий и положений ведет к глубокому осознанию таких понятий, как система, подсистема, элемент, среда, отношение, состояние элемента, состояние системы, процесс смены состояний и т.п.

Федеральный компонент и вариативная часть школы второй ступени расширены интегративными семиотическими модулями, и третьей ступени - интроспективно-исследовательскими модулями.

Образовательная область “Филология” включает следующие спецкурсы: “Образ. Знак. Коммуникация.”, направленный на коммуникативное единство грамматики и знакового образования, “Сравнительная лингвистика и семиотика”, изучающий язык как самый совершенный и универсальный знак в истории человечества, “Языковая картина мира”, дающий возможность ознакомления с функциями языка как средства познания многогранности мира, “Культура и быт бурят в знаках и символах”, основывающийся на изучении эпоса ”Гэсэр”- народно-эпического памятника, “Парадигма лингвистического исследования”, помогающий установить значение слов, “окультурить” их в сознании ребенка, поднять слово на уровень понятия, перевести с бытового языка на язык ценности, “Концепт художественного текста”, способствующий развитию когнитивного подхода к феноменам языка.

Образовательная область “Математика” включает спецкурсы: “Математическое моделирование”, рассчитанный на распознавание основ математической лингвистики, “Математическая этносемиотика”, исследующий способы и приемы декодирования чисел.

Образовательная область “Обществознание” включает спецкурсы: “Человек. Природа. Общество.”, рассматривающий человека как био-психо-социосущество, историческую личность как символ времени, “Карты как язык географии”, обучающий умению видеть точные модели окружающего мира как элемента культуры человечества, способствующий пониманию образно-знакового языка географической карты.

Образовательная область “Естествознание” включает спецкурс “Биосемиотика”, предназначенный для познания фундаментальной закономерности природы.

В процессе формирования семиотического мышления выявляется и развивается способность ребенка видеть взаимосвязи, взаимозависимости между явлениями и событиями, умение более точно и более убедительно выражать свои мысли и чувства, осознанно использовать при этом различные знаковые системы.

Развитие семиотических свойств мышления и овладение учащимися формами деятельности предполагает следующие знания и умения.

 

  1. Знание теории семиотики.
  2. Знание основ декодирования знаков, моделей.
  3. Умение строить модели знаковых ситуаций.
  4. Умение формировать словари различных метаязыков.
  5. Умение формировать высказывание из множества знаков.
  6. Умение выражать одну и ту же мысль с помощью различных текстов одного или нескольких метаязыков.
  7. Умение за одним и тем же знаком, текстом видеть различное содержание.
  8. Умение давать определение понятиям.
  9. Умение смотреть на объекты, явления с принципиально разных точек зрения и в каждом случае видеть в качестве критериальных различные их свойства и отношения

Структурирование приоритетных задач

 

  1. Формирование имманентного учебного плана
  1. Изучение базисного учебного плана.
  2. Внедрение курсов с учетом специфики школы-гимназии.

II. Коррекция рабочих программ

  1. Изучение научно-педагогической литературы о теории и практике семиотики.
  2. Знакомство с опытом семиотического исследования.

III. Разработка программ спецкурсов, факультативов, предметных кружков на семиотической основе  

  1. Изучение банка данных синергетической модели образования.
  2. Метапредметная деятельность.
  3. Разработка новых педагогических технологий.

 IV. Разработка адекватной системы мониторинга

  1. Отслеживание эффективности действия рабочих программ.
  2. Разработка и внедрение инструментария к мониторингу.
  3. Накопление банка данных.
  4. Диагностика мотивационной сферы учащихся.

 V. Поиск форм семиотической деятельности учащихся

  1. Поиск подходов к нестандартной учебной деятельности учащихся.
  2. Отбор содержания на семиотической основе.

Виды деятельности

Количество часов

Исполнители

Форма представления результатов деятельности

I. Формирование имманентного учебного плана

  1. Лекция “Имманентный учебный план как отражение содержания образования гимназии”

2 часа

Руководитель курса

Предложения по формированию учебного плана. Рекомендации к рабочим программам.
2. Семинар-практикум “Проектирование учебной деятельности в семиотическом пространстве”

5 часов

зам. директора по УВР

разработки уроков, доклады, наглядно-дидактические средства
3. Посещение уроков

3 часа

Слушатели

планы-конспекты и рекомендации по проектированию урока
4. Рефлексия

2 часа

Слушатели

отчет

II. Коррекция рабочих программ учебных предметов

1. Работа по самообразованию с целью создания учебных комплексов, обеспечивающих проектирование рабочих программ

5 часов

Слушатели

объяснительная записка к рабочей программе
2. Индивидуальная консультация с учителями по разработке программ по предметам с семиотическим подходом

5 часов

Зам. директора по НМР

рекомендации к рабочим программам
3. Анализ. Коррекция рабочих программ

3 часа

руководители МО

Рабочие программы

III. Разработка программ спецкурсов, факультативов, предметных кружков на семиотической основе

1 Выход за рамки предметной деятельности (презентация, защита)

6 часов

учителя-предметники

проекты внеучебной деятельности

2. Спецкурс “Опыт. Проблемы. Поиск.”

3 часа

зам директора по УВР

доклады, выступления, программа спецкурса

3. Фестиваль методических идей

3 часа

Слушатели

сценарии, планы-конспекты

IV. Разработка адекватной системы мониторинга

1. Разработка методик по диагностике результативности семиотического обучения

8 часов

Проектные группы

методические материалы

2. Отслеживание результативности обучения по формированию семиотического мышления:

5 часов

Руководитель курсов

Аналитические данные

3. Лабораторная работа “Мониторинг как средство достижения цели эксперимента”.

4 часа

Зав. кафедрами

отчеты по мониторинговым исследованиям

V. Поиск форм семиотической деятельности учащихся

1. Отработка нестандартных методов, приемов, способов обучения

3 часа

Слушатели курсов

справки о методах, приемах, способах обучения
2. Организация внеучебной деятельности учащихся: встречи артефактов действительности на уровне семантического исследования.

6 часов

учителя-ассоциации “Найдал”

Интегрированные модули
  1. Открытые уроки:
  • уроки рефлексии;
  • уроки интенции;
  • уроки декорирования семиотических объектов;
  • уроки исследования различных знаков

5 часов

Руководители проектных групп

Планы-конспекты уроков

Организаторы курса: директор Ж. Б. Сультимова, заслуженный учитель РБ, зам. директора по УВР Л. М. Гомбоева,

А. Д. Шарланова, почётный работник общего образования РФ.

Семенова М.В., зам директора НМР, заслуженный учитель РБ.

1. Адамский А-И. Проблематика развития российского образования. // Перемены, №2, 2000, М., Эврика, 2000

2. Адамский А.И. Основные направления образовательной политики// Перемены, №3, 2000, М., Эврика, 2000

3. Антонов В.И. Символика в познавательном и идеологическом процессе. - Улан-Удэ, Буриздат, 1991

4. Бабаев Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. Метод, пособие. - М., Молодая Гвардия, Э998

5. Воронцов В.В. Практика развивающего обучения по системе ДБ. Эльконина-В.В. Давыдова, М., Русская энциклопедия, 1998

6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения - М., Интор, 1996

7. Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия. Сб. научных трудов. - Киев, Наукова думка, 1990

8. Петров М.К. Язык, знак, культура. - М., Наука, 1991

9. Петрова В.И. Педагогическое сотрудничество, или Когда нравится учиться и учить. М., Сентябрь, 1999

10. Психосемиотика познавательной деятельности и общения. Межвузовский сборник научных трудов. - М., МГЗПИ, 1988

11. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики философии искусства. -М„Наука, 1985

12. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. - М., АО “Столетие”, 1995

13. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. -Воронеж, НПО “МОДЭК”, 2001

14. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. - М., Молодая Гвардия, 1998.

15. Абрамова С., Косенчук И. От “идеального” к “реальному”//Директор школы. 1994. - №6. С. 50- 56.

16. Антонов В.И. Символика в познавательном и идеологическом процессе. - Улан-Удэ, 1991.

17. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. – М.: Современная школа, 1992. 66 с.

18. Будаев Ц.Б. Оньhон yгэ оншотой. - Улан-Удэ, Буриздат, 1988.

19. Васильева М.С. Формирование культуры общения учащихся бурятской школы на народных традициях: автореферат канд. дис. пед. наук. - Новосибирск: 1995.

20. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения, - М.: Русская энциклопедия, 1998.

21. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: 1972.

22. Гэсэр. Пер. В. Солоухина, - Улан-Удэ: Буриздат, 1986.

23. Древний Египет. Шумер и Вавилония. Древняя Греция. Тексты. Сост. З.Н. Кудина, Г.Н. Новлянская. - М.: ИНТОР, 1996.

24. Жариков Н. Школа цивилизованного лидера: Концепции.//Частная школа. - 1994. - №1. - С. 23- 32.

25. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. - М.: 1988.

26. Кларин М. Столкновение с проблемой: обучение исследованию путем выдвижения и проверки гипотез.// Директор школы. 1995. - №5. С. 66- 72.

27. Лицей “Надежда”: Презентации.//Частная школа. - 1997. - №1. - С. 131- 145.

28. Курбатов Р. Педагогика ковчега (инновационный проект): концепции.//Частная школа. - 1995. - №3. - С. 30- 36.

29. Парахонский Б.А. Язык культуры и генезис знания. - Киев: 1988.

30. Пассов Е.И. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. Пос. для учителя. - М.: Просвещение, 1993.

31. Петров М.К. Язык, знак, культура. - М.: 1991.

32. Поляков И.В. Знаковые системы в социальном взаимодействии и познании. - Новосибирск: Наука, 1983.

33. Третьяков П.И. Практика управления современной школой. – М.: Просвещение, 1995. 204 с.

34. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. - М.: 1977.

35. Спиркин А.Г. Происхождение языка и его роль в формировании мышления. - М.: 1957.

36. Фрумкина Р.М. Цвет: смысл, сходство; Аспекты психолингвистического анализа. - М.: 1991.

37. Школа саморазвития: Концепции.//Частная школа. - 1997. - №3. С. 13-25.

38. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - Москва - Воронеж, 2001. - 416 с. - (Серия “Психологи отечества”).

39. Чутфикова Н И Умственное развитие и обучение Психологические основы развивающего обучения -М АО Столетие 1994 192с Школа саморазвитая Концепции//Частная школа. - 1997 Х°3 С 13-25 ЭльконинДБ Психическое развитие в детских возрастах Избранные психологические труды - Москва Воронеж, 2001 416 с - (Серия “Психологи отечества”) Ясвин В А Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде Подред В И Панова М Молодая гвардия 1997 -176сНазарова Т.Б.

40. Лингвистическая семиотика: теория и практика //Вестник Моск. ун-та. Сер.9,Филология-1996 -N4.-С.44-54.

41. Бел М., Брайсен Н. Семиотика и искусствознание /Вопросы искусствознания.-1996.-N2.-С.521-560. Семиотика, или азбука общения //Русский язык: Еженед. прилож. к газ. "Первое “Сентября" .-1997.-N1. -С.6-8

42. Крейндлин Г. Е. , Кронгауэ М.А. Семиотика, или азбука общения //Русский язык: Еженед. прилож. к газ. 43. "Первое сентября".-1997.-N2.-С.5-8.

44. Никитин М.В. Предел семиотики //Вопросы языкознания.-1997.-N1.-С.З-15.

45. Гринев С. В. К уточнению некоторых основных понятий семиотики //Филологические науки,-1997. -N2.-С 67-75.

46. Кристева Ю. Семиотика: критическая наука и/или критика науки //Вестник Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 1997.-N1.-С.122-135.

47. Лобанов А. С. Семиотика и школа: точки соприкосновения //Наука и школа.-1998.-NЗ.-С.51-59.

48. Хамаганова В.М. О некоторых онтологических свойствах констатирующих текстов // Вестник Бурятского университета. Сер.6.Филология.-1999.-Вып.3.-С.37-43.

49. Роэин В. М. Возможна ли семиотика как самостоятельная наука? (методологический анализ семиотических подхода и исследований) //Вопросы философии.-2000.-№5.-С.63-76.

50. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998. 144 с.

51. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр // Школьные технологии. №4. 1998. С.121-126.

52. Грабарь М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения // Стандарты и мониторинг в образовании. №3. 2000.

С.49-55.

53. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов // Школьные технологии. №2. 2000. С.3-24.

54. Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования // Школьные технологии. №2. 2000. С.53-67.

55. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии. №2. 2001. С.108-115.

56. Данюшенков В.С., Сыкчина Л.А. педагогическая интерпретация как форма информационного взаимодействия в процессе обучения // Наука и школа. №2. 2000. С.19-25.

57. Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ // Наука и школа. № 1. 2000. С.45-52.

58. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. №4. 2000. С.21-27.

59. Былков В.С. Обучение школьников некоторым элементам математического моделирования // Математика в школе. 1986, № 1.

60. Денисова М.И., Беспалько Н.А. Применение математики к решению прикладных задач // Математика в школе. 1981, № 2.

61. Лобанов А.С. Семиотика и школа: точки соприкосновения // Наука и школа. 1998, № 3.

62. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. - М.: Образовательный центр “Педагогический поиск”, 1999. - 160 с.

63. Новые модели образовательных учреждений. - М.: Новая школа, 1994. - 48 с.

64. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. - М.: 1993. - 64 с.

65. Поташник М.М. В поисках оптимального варианта: Из опыта работы. - М.: Педагогика, 1998. - 192 с.

66. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений/Вступит. ст. В.С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1996. - 320 с.

67. Хомерики О.Г. и др. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений/Под ред. М.М. Поташника. - М.: Новая школа, 1994. - 64 с.

68. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. – М: Наука, 1987.

69. Бунге М. Философия физики. – М.: Прогресс, 1975.

70. Дышлевый П.С. Естественнонаучная картина мира как форма синтеза знания. – М.: Наука, 1983.

71. Дышлевый П.С., Яценко Л.В. Что такое общая картина мира? – М.: Знание, 1984.

72. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1986.

73. Карпинская Р.С. Философские вопросы биологии. – М.: Мысль, 1981.

74. Кузнецов Б.Г. Эволюция картины мира. – М.: Издательство АН СССР, 1972.

75. Энгельгардт В.А. О некоторых атрибутах жизни: иерархия, интеграция, “узнавание”. – М.: Мысль, 1981.

76. Актуальные вопросы библиотечной работы: теория и практика/Сборник. - М.: Книжная палата, 1992. С. 114- 159.

77. Библиотека и юный читатель. Практическое пособие. - М.: 1991. С. 175- 192

78. Дугарова Т.Д. Инновации в сфере образования: Бурятская гимназия №29 г. Улан-Удэ. - Улан-Удэ: 1998. - 16 с.

79. Справочник по организации учебного процесса. Ч. 3. - М.: 2001. С. 141- 146.

80. Крынкин В.В. и др. CD-ROM, Интернет и школьная библиотека: История и современность.//Школьная библиотека. 2001. №3. С. 41- 43.

81. Сагунова О.А. Информационно-библиотечный центр.// Школьная библиотека. 2001. №4. С. 9- 11.

82. Ястребцева Е.Н. Информационно-образовательная среда новой школы.//Школьная библиотека. 2000. №1. С. 43- 45.

83. Поташник М.М., Лазарев В.С. Управление развитием школы. - М.: Новая школа, 1995. 463 с.

84. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989. 183 с.

85. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М.: Просвещение, 1982. 206 с.

86. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

87. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя/Педагогика. 1996. №4. С. 14- 18.

88. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982. 160 с.

88. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. – М.: Новая школа, 1997. 320 с.

89. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научной работе. – М.: Новая школа, 1996. 122 с.

90. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. – М.: Институт практической психологии, 1997. 288 с.

91. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1982. 192 с.

92. Бакурадзе А.А. Иерархия потребностей/Директор школы. 1997. №4. С. 14- 17.

93. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993. 192 с.

94. Поташник М.М. Эксперимент в школе: организация и управление. – М.: Просвещение, 1992. 215 с.

95. Введение в научное исследование по педагогике. – М.: Просвещение, 1988. 239с.

96. Васильева Л.С. Технология воспитания школьников на народных традициях (бурятских и русских). - Улан-Удэ, 1996. 56 с.

97. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. – М.: Наука. 1981. 496 с.

98. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 266 с.

99. Проблемы развития национальной школы в Бурятии: методологические основы этнопедагогики. - Улан-Удэ.: Бэлиг, 1996. 120 с.

100. Алиева А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека.- Махачкала, 1968.

101. Актуальные проблемы истории Бурятии. Улан-Удэ, 1990.

102. Буряты на рубеже 19-20 вв. (историко-этнографический очерк), Улан-Удэ, 1994.

103. Васильева М.С. Технология воспитания школьников на народных традициях (бурятских и русских).- Улан-Удэ, 1996.

104. Виноградов Г. Народная педагогика.- Иркутск, 1926

105. Волков Г.Н. Этнопедагогика.- М., 1999.

106. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы// Новое педагогическое мышление.- М., 1989.

107. Демакова И. Педагог в пространстве детства//Народное образование.-2001.- №6.

108. Демакова И.Как нам научиться любить своих учеников//Народное образование.-2001.-№7.

109. Демакова И. Гуманизация пространства детства//Народное образование.-2001.-№4.

110. Лийметс Х. Понятие общения и воспитания. В сб. Проблемы общения и воспитания.- Тарту, 1974.

111. Лийметс Х. Трактовка воспитания как взаимодействия воспитателя и воспитанника. В сб. Проблемы воспитательного коллектива.- Таллин,1979.

112. Маслоу А.Самоактуализация//Психология личности. Тексты.- М.,1982.

113. Маслоу А. Мотивация и личность. В кн.: Теория личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности.- Самара, Изд.Дом”Бахрах”,1996.

114. Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада.- Новосибирск, 1994.

115. Намсараев С.Д. Национально- культурные проблемы Бурятии и новые подходы в образовании. В сб. Проблемы развития национальной школы в Бурятии: методологические основы этнопедагогики.- Улан-Удэ, Бэлиг, 1996.

116. Наушабаева С.Ц. Проблема поликультурного образования в американской педагогике//Педагогика.- 1993.-№1.

117. Тумахани А.В. Бурятское народное искусство.- Улан-Удэ, 1988.

118. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса.- М., 1994.

119. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры.- Педагогический поиск, М., 1998.

120. Этнопсихология и этнопедагогика в школах Восточной Сибири. Материалы научно-практической конференции школьных психологов Восточной Сибири. - Улан-Удэ,1994.

Юридический адрес: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 16 Тел.: (301-2) 33-33-45, 33-32-75

Авторы:

Ж.Б. Сультимова – директор школы, заслуженный учитель РБ.

М.В. Семенова, зам. директора по научно-методической работе, заслуженный учитель РБ.

А.Д. Шарланова, зам. директора по УВР, почетный работник общего образования РФ.

Л.М. Гомбоева, зам. директора по УВР.


 


Hosted by uCoz