Неисчислимы духовные ценности народов, проживающих на огромной территории Российской Федерации. Среди богатств многонациональной культуры особое место занимают эпические памятники этносов: русские былины, бурятские улигеры, карельские руны, якутские олонхо, татарские баиты, нарты народов Кавказа, джангарчи , эпические произведения алтайцев, башкир, тувинцев и хакасов.
Жизнестойкость эпоса (слово греческого происхождения, означает повествование и рассказ, историю, в том числе древние сказания) в эпическом самовыражении национального самосознания, в восприятии народных традиций и обрядов, в ярких примерах эталонных героев и фиксированном веками опыте народов, воспитывающем и формирующем характеры новых поколений.
“Герои эпоса – прототипы или модели, по которым было создано все человечество, они остаются образцами для подражания на веки веков… Некое морально-этическое назидание, которое учит различать добро и зло” ( индийский мыслитель Р.К. Нарайан)
Различия эпоса от мифа в следующем:
Эпос более реалистичен, чем миф.
В эпосе происходит не “ мистическая сопричастность” ряда поколений к своему доисторическому прошлому (Л. Леви-Брюль), а реальная сопричастность (соучастие) к деиствительной истории.
Эпос отражает не всю историю народа, а лишь ее эпохальные события.
· Герой эпоса богоподобен. В фольклоре, особенно в эпосе, происходит постепенное освобождение от влияния и зависимости богов, главным героем становится человек, как представитель коллектива.
· Временное расстояние до описываемых событии в эпосе гораздо ближе, осязаемо, чем в мифологии.
В народном эпосе таятся вечные человеческие ценности и истины: семья и род, добро и зло, честь и мужество, народ и Родина.
Цель курса: развитие толерантности, высокой нравственной культуры учащихся через ознакомление с художественным богатством эпических памятников народов – субъектов РФ.
Благодаря выработанным в течении многих веков народным традициям, неувядающей памяти выдающихся представителей – сказителей, улигершинов, олонхосутов, сэсэнов, бахши и каичи были донесены и сохранены колоссальные памятники устного народного творчества, которые продолжают участвовать в активной национально-культурной и духовно-исторической жизни человечества.
Идея проекта: Сультимова Ж.Б. - директор Бурятской гимназии №29 г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Автор проекта: Бадмаева Т.С. – учитель бурятского языка и литературы
Ассистент: Дрыганова Е.В. – ученица 10 а класса